На днях стало известно, что теология в РФ получит статус официально признанной научной специальности. О том, насколько это осмысленный шаг, рассуждает директор «Петербургской иудаики» д-р Валерий Дымшиц.
Я считаю, что делать из теологии науку – это безобразие! И не потому, что я против теологии вообще и еврейской теологии в частности.
Во-первых, этот род деятельности лежит вне научного дискурса. Наука по определению построена так, что вы не можете находиться «внутри». Есть субъект изучения и есть объект изучения, между ними должна быть дистанция. Если мы эту дистанцию сохраняем, то на выходе имеем уже не теологию, а религиоведение, или историю религии.
В чем разница? Приведу пример.
Известно, что еврейские религиозные авторитеты Рамбам и Рамбан расходились в мнениях по некоторым вопросам. Так вот: если мы говорим, что Рамбам считал так, а Рамбан иначе, это религиоведение. Если мы утверждаем, что Рамбам прав, а Рамбан нет – это уже теология.
На эту тему есть замечательный исторический анекдот. В одном из американских университетов работал крупнейший лингвист и филолог Роман … (продолжение на сайте Синагоги news.jeps.ru)