Интервью с руководителем Московского еврейского театра «Шалом» Александром Семеновичем Левенбуком

2020-й год принес нам пандемию и локдаун, от последствий которых нам еще только предстоит оправиться. За это время люди стали значительно дальше друг от друга, ходили в масках и перчатках, самоизолировались и замыкались в себе. К счастью, теперь ограничения не настолько строги, и приятных встреч становится все больше. Давайте ненадолго сократим социальную дистанцию с художественным руководителем Московского еврейского театра «Шалом» Александром Семеновичем Левенбуком, чтобы поговорить на актуальные темы.

В: Наверное, многие помнят ваш театр по спектаклю «Поезд за счастьем». Чемо тличается современный театр «Шалом» от себя в 90-х?
Александр Семенович Левенбук: Первый спектакль был спектакль-обозрение. Нам хотелось сказать как можно больше за 2 часа. Поэтому мы начали с начала века и дошли почти до конца. Сегодняшний «Шалом» — это богатое разнообразие жанров, поскольку мы выпустили с тех пор более 40 спектаклей, разных по форме.

В: В наши дни конкуренция в сфере развлечения как никогда высока. Каким должен быть театр, чтобы привлекать зрителя?
А.С. Левенбук: Честным. Честным и по возможности иметь свое лицо. В этом смысле еврейский театр в выгодном положении: у него еврейское лицо и мы стараемся не врать.

В: Не секрет, что сегодня большая часть евреев проживает в Израиле. Что осталось «острого и национального» в театре? Кто ваш зритель сегодня? Что ему интересно?
А.С. Левенбук: Вопрос сложный. Во-первых, связь с Израилем не прерывается. Во-вторых, сколько евреев ни уезжает, меньше их не становится. Зритель у нас интернациональный, и, на наше счастье, ему интересно тоже, что и евреям. Наверное, потому что мы народ Библии.

В: Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе и авторах. Кто сегодня главные
звезды?
А.С. Левенбук: У нас большие потери. Ушел главный попечитель театра Иосиф Кобзон. Мы сразу осиротели. Нет Аркадия Хайта, Бориса Рацера, Эдуарда Успенского и Анатолия Трушкина. Это не просто прекрасные писатели и драматурги, а любимые друзья. Очень грустно об этом говорить. Честно скажем, пока замены им нет. Ищем. Главные звезды… В этом вопросе есть неожиданности. Помимо известных, таких как Виктория Тарасова («Полковник Зимина»), Александр Морозов, Николай Бандурин, Мария Берсенева… Появился новый спектакль «Плохие евреи». Он про плохих евреев, которых играют хорошие артисты. Можно сказать, что это четыре новых наших звезды: Алена Кормилицына, Игорь Цыбульский, Гелена Родоченко, Антон Шварц.

В: Как живется театру без своей сцены? Есть ли шанс, что ремонт когда-нибудь завершится?
А.С. Левенбук: Шанс есть. Денег нет. Надежда умирает последней. Все остальные уже умерли. Лучше не будем о грустном.

В: Как отразилась пандемия на театре?
А.С. Левенбук: Плохо отразилась. Кто-то болел, кто-то привился, ходим в масках, стараемся соблюдать все ограничения. Надеемся, что это поможет.

В: Многие коллективы за время пандемии транслировали свои выступления в интернете. Можно ли увидеть театр «Шалом» онлайн?
А.С. Левенбук: Мы очень плотно и плодотворно работали прошлый год в онлайн. Записали и публиковали в интернете на страницах театра большие литературно-драматургические композиции, исторические чтения, музыкальные номера, детские познавательно-развлекательные ролики. Прошлый год театрам как никогда пришлось погрузиться в интернетное пространство.

В: Какие у вас планы на ближайшее время? Какие премьеры нас ждут?
А.С. Левенбук: Накопилось несколько пьес. Но пока говорить не будем — боимся сглазить.

М. Левин

Интервью с руководителем Московского еврейского театра «Шалом» Александром Семеновичем Левенбуком