Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о свободе как сущностной характеристике еврейского народа
На пасхальном седере мы задаем вопрос: «Ма ништана алайла азэ?» – «Чем отличается ночь эта от других ночей?». Один из комментаторов спрашивает: почему этот вопрос звучит именно на Песах? А не, например, в Йом Кипур, когда мы весь день проводим в раскаянии и молитве? Ответ таков: потому, что нет ничего удивительного в том, что еврей плачет. А вот когда мы входим в присущее Песаху состояние херут – свободы, спокойствия и отсутствия проблем, – вот это действительно вызывает удивление!
Собственно, пасхальный седер – и есть тот порядок действий, который позволяет войти в эту атмосферу абсолютной свободы. Ощущение праздничности, достатка и независимости усиливает красиво накрытый стол, обилие блюд, четыре бокала вина… И эта свобода была дана нам именно в момент Исхода.
Маараль из Праги говорит о том, что во время Исхода Вс-вышний дал нам особый подарок – кардинально изменил наши сущностные, экзистенциальные характеристики так, что мы стали внутренне свободными людьми. Это выражается в … (продолжение на сайте Синагоги news.jeps.ru)