Привет! Меня зовут Саша Шлякман. Я ращу сына, работаю, сужу чгк и путешествую. А еще для меня важны мои корни и мой народ. Поэтому, все мои путешествия не обходятся без знакомства с еврейской общиной и еврейским (кошерным) общепитом.
В этом блоге я буду делиться заметками о местах, где мне довелось побывать или в которые собираюсь поехать, и о том еврейском, что мне встретилось по пути.
Есть мнение, что писать о «дальнем зарубежье» сейчас не лучшее время. Я думаю, что это не совсем так. Особенно, что касается еврейских мест. Ровно год назад (а вы помните, что паника по курсу доллара была даже больше чем сейчас), один из моих коллег по блогу на jevents убеждал меня, что люди перестанут ездить за границу. Совсем. Я не соглашался, и время показало, что никто не перестал ездить. Да, мы смотрим на цену гораздо требовательнее и выбираем более бюджетные направления, перелеты и отели, но факт остается фактом – все мои знакомые продолжают путешествовать. И да, на заграницу теперь надо поработать и поработать много. Но от этого поездка будет гораздо более ценной.
Ах да, санкции. Мы еще успели поссориться с некоторыми странами. Почти со всеми, если быть откровенным. Это, конечно, осложнило ситуацию и для бюджетного путешественника (Турция и Египет), и для путешественника выше среднего. Но ведь запретный плод сладок, не так ли?
Что-то очень политизированным получилось начало… Короче, вы поняли, экономика и политика нам нипочем и поэтому первой точкой нашего еврейского путешествия будет Стамбул.
Ну, вы знаете, что Стамбул надо увидеть. Обязательно надо. Это уникальный город. Это и не восток, и не запад. Не кидайте в меня камни, но сравнить Стамбул по насыщенности можно, наверное, только с Иерусалимом. Мало где религиозный еврей может в пятницу вечером идти в синагогу, лавируя между минаретами и колокольнями.
А евреи в Стамбуле огого какие – это аристократия, элита турецкого общества. Банкиры и адвокаты, врачи и предприниматели, художники и музыканты.
В Мраморном море, омывающем Стамбул с юга, есть Принцевы острова: там у богатых и знатных Стамбульцев дачи. Летом они переезжают туда. Размер островов и количество людей, которое они способны разместить, очень небольшое — население 11000 человек. Сравните это с 14-миллионным Стамбулом. На самих островах запрещено использование автомобилей, только гужевой транспорт. Так вот, вся еврейская община Стамбула переезжает на лето туда. Там есть синагога и все, что нужно соблюдающему еврею. А главное – отличная компания. Синагоги в самом Стамбуле почти все лето закрыты. Это, конечно, очень ярко демонстрирует место евреев в Стамбульском обществе.
Но вернемся в сам Стамбул. В городе и окрестностях более 10 синагог. Основные – это Неве Шалом, которая находится прямо рядом с Галатской башней и Бейт Исраэль или Шишли, как называют ее местные (по названию района, в котором она находится). В обоих есть ежедневные миньяны и обе полны по субботам. И, конечно, это сефардские синагоги. Есть одна ашкеназская синагога, тоже в районе Галаткой башни. Но в ней очень мало людей и почти одни старики.
Вообще считается, что евреи в Стамбуле живут с 4 века и как в других местах пережили много взлетов и падений. Сегодняшние евреи Стамбула и Измира — это потомки сефрадов, большое количество которых приехало в Турцию в конце 15 — начале 16 веков из Испании, Португалии и Италии. Эти сефарды очень отличаются от того стереотипного образа сефарда, к которому мы привыкли – они светлые, некоторые голубоглазые, высокие и статные, многие гладко выбриты или с небольшими бородками. Раввины не носят черные шляпы и черные костюмы. На фотографиях главные раввины Стамбула и Турции рав Ицхак Алева (из синагоги Неве Шалом) и рав Давид Ассео (из синагоги Шишли).
Молитвы тоже другие, свои, особенные. Хазанут отличается и ему уделяется очень важное значение. Раввин для получения своего сана обязательно должен сначала выучиться на хазана и отработать в одной из синагог. Например, в синагоге Шишли, в которой мне посчастливилось быть на шабат, исторически было параллельно 3 миньяна по субботам. И все полные. Каждый вел хазан из определенной династии. И только после терактов 2003 года они объединились в один.
Вообще жизнь этих двух синагог делится на до и после. В 2003 году террористы-смертники совершили подрывы одновременно в двух синагогах. 27 человек погибло и 450 было ранено. Полностью были разрушены фасады синагог. Перестроенные фасады скорее похожи на вход в секретный бункер, чем в синагогу. Фасад синагоги Неве Шалом на фотографии, фасад синагоги Шишли почти такой же. Вход в синагогу осуществляется только по предварительной записи с предварительной отправкой скана паспорта и рекомендацией.
Я там был в субботу. В радиусе 100 метров территория оцеплена людьми в форме с автоматами. Когда я подошел к синагоге Шишли, меня остановил человек и поинтересовался целью визита. Затем я вошел в предбанник, и толстая бронированная дверь на улицу заблокировалась. Спросили имя и стали искать копию паспорта среди сотен копий паспортов. Потом мне предложили пройти рамку металлоискателя. Я отказался, сославшись на законы шабата. Охранник уточнил по рации и предложил еще два или три раза. Затем, обыскав меня, он что-то сообщил по рации, и вторая бронированная дверь открылась. Выход из синагоги аналогичен и поскольку это был шабат, двери на выход открываются и закрываются сами с разницей в несколько минут. Чтобы выйти нужно подождать, пока внутренняя дверь заблокируется, затем минуты через 3 открывается внешняя дверь. Обе двери одновременно не открываются никогда.
Довольно страшно, если честно.
Но они живут и продолжают строить свои планы и связывать жизнь с Турцией. И живут довольно насыщенно.
После терактов изменилась и религиозная жизнь. 3 параллельных миньяна объединили и молитвы разложили на трех хазанов, что для ашкеназского уха очень необычно. Однажды, в Греции, на остове Родос, я был на молитве, которую вели два хазана и так у них было заведено веками и это тоже было интересно, но это уже другая история о другом месте.
Стоит упомянуть, что помимо евреев в Турции живет большое количество караимов и говорят даже есть пару саддукеев. Когда я был в гостях у местного посланника Любавического ребе, рава Хитрика (да, это старший брат рава Хитрика из московского района), то за столом обсуждали молодого человека из еврейской общины, который встречается с девушкой из караимской общины. Обсуждали вполне серьезно. Алахически обсуждали. Можно ли им ставить хупу, какой вообще статус у караимов сегодня и т.д. И это не гипотетические рассуждения, это их жизнь.
К слову, Турецкий раввинат занимает довольно жесткую и непримиримую позицию по отношению к караимам, а общееврейское/раввинское отношение к караимамам во многом мягче, но при этом и менее весомое в связи с отсутствием практики.
В Турцию приезжают исследователи хазанута и еврейские этнографы. Мало где можно найти такие древние и аутентичные традиции.
Кошерная еда в Турции тоже есть и в большом изобилии: шхитуются коровы и барашки, птица. Есть винодельни, которые, кстати, под наздором хабадского рава. Уровень шхиты очень высокий и качество мяса тоже превосходное. Но вот попробовать это все можно только в гостях: магазинов и ресторанов общедоступных нет. Есть дорогой кейтеринг и столовая, которая работает 2 часа в день в часы бизнес-ланчей.
В общем, приезжайте в Турцию. Не в Анталию, а в настоящую Турцию. Где переплетены не только византийские и османские традиции, но и еврейские. Настоящие еврейские традиции, которые люди смогли сохранить на протяжении десятков веков и продолжают ими жить.
Санкт-Петербург 2016
Спасибо Юле Карасик и моей жене Маре за помощь в подготовке данной статьи.