Меня тут попросили за масу рассказать — я постараюсь это сделать супер коротко, потому что было это два года назад, и хоть это и было круто — погружаться в те воспоминания мне, по многим причинам, сильно глубоко не хочется.
Бе кицур:
Маса не хочет завербовать вас в евреи, уговорить репатриироваться и забрать в армию. Если у вас есть какие-то проблемы с бытием евреем, репатриацией или службой в армии обороны, вы испытываете иррациональный страх «оевреится» — возможно маса не для вас и вам надо найти другой способ «путешествовать почти бесплатно».
Тем не менее Маса будет предлагать вам возможности развить и укрепить еврейскую идентичность. Для того она и есть.
«Классность» масы сильно варьируется от географического положения, вашей детерминированности, подобравшейся группы. Тем не менее, если вы попали, куда надо (вам было на тот момент) вы испытываете невероятные ощущения, даже находясь посреди пустыни на масе «спорт-экстрим». Живущие в центре страны, очевидно, в более выгодном положении, чем живущие сильно на севере или сильно на юге. (Маленькая страна, говорили они. Пять часов добираться до Тель-Авива от Эйлата).
Если вы понятия не имеете, зачем вы едете на масу — выбирайте ту, что Б-г на душу положит.
Если вы собираетесь репатриироваться после — задумайтесь, так ли вам нужна маса. Если так ли нужна — выбирайте ту, на которой вы сможете получить профессию, по которой можно работать без вменяемого знания языка и\или ту, которая вам даст вменяемое знание языка. Сносное знание — уровень бет. Вменяемое — гимель. С далет можете претендовать на ВУЗ. На масе, не заточенной под изучение иврита, вы не выучите иврит, сорян.
Маса это правда прекрасно. Израиль не испортит даже самый унылый оператор. Наслаждайтесь своим пребыванием в стране и экскурсиями, знакомьтесь с новыми людьми. Отрывайтесь. Ходите ночью на море с вином или без, смейтесь так, чтобы соседи просыпались, чувствуйте себя живыми, вглядывайтесь в перевёрнутый лунный серп и позвольте захлестнуть вас огням Тель-Авива. Купайтесь голышом. Пройдите пешком от Хайфского порта до Бахайских садов. Отправьтесь к стене плача в шаббат самостоятельно. Enjoy to be in israel! (ВНИМАНИЕ! Индивидуальный опыт может отличаться от описанного в рекламной брошюре).
За сим закончим пятиминутку рекламы и перейдем к масе дайвинг. Часть сведений потеряла актуальность, сразу говорю.
Итак, если вы собрались на масу дайвинг, вам следует задать себе три вопроса: сколько вам лет, от чего у вас волосы на груди синие, и почему вы в армии. Хотите ли вы быть инструктором по дайвингу, хотите ли вы после масы остаться в Израиле, и что вы предпочитаете — монологи о прекрасном или перетаскивание мешков?
Дальше простая карта, если ответ на первый вопрос «да» — то вам стоит либо ехать на десять месяцев, либо не ехать вовсе. Если ответ на второй вопрос тоже «да» то вам стоит ехать на десять месяцев. Если ответ на третий вопрос «мешки» — вам стоит ехать не задумываясь. Если «прекрасное» — дайвинг физически не сложен, обучение — физически изнурительно, хочется спать и кушать, кушать и спать. Так что сами думайте.
Теперь чуть развернём — инструктор по дайвингу это профессия, дающая возможность путешествия по всему миру. Многие только поэтому и смотрят на профессиональный дайвинг.
Дайвинг, тем не менее, по своей структуре сложнее, чем может показаться. Во-первых он делится на спортивный, технический и коммерческий (есть ещё фри-дайвинг, простое заныривание на глубину «без ничего»). Спортивный — это тот самый, который доступен всем и каждому, существующий как «экстремальный вид спорта» или просто развлечение. И тот, которому вы будете учиться. Далее идёт технический — это глубже и дольше. Дыхание разными смесями, помимо воздуха, снаряжение по сорок пять килограмм, декомпресcионные остановки по полчасика и прочие радости подводной жизни. И, наконец, коммерческий. То есть осуществление работ на глубине. Нефтяные платформы, порты, исследования, подъём затонувшего и прочее — это к ним. Оплачивается запредельно высоко, влияет на здоровье запредельно плохо. Ошер без бриюта.
В каждом виде, окромя последнего, думаю, есть «профессиональная сфера» — то есть окружающая дайвинг индустрия, состоящая из Дайв-центров, инструкторов и сертифицирующих организаций (или дайвинг-ассоциаций). Ассоциации эти счёту толком не поддаются — их много. Можете загуглить «list of diver certification organizations» и потеряться в обилии аббревиатур. Я буду далее в тексте использовать следующие: PADI – Professional Association of Diving Instuctors; SSI – Scuba Schools International; TDI/SDI – Technical\Scuba Diving International. Все они предлагают свои курсы и дают свои сертификаты об их завершении, дающие право нырять. Для спортивного дайвера разницы никакой, все сертификаты международны и признаются кросс-ассоциативно.
Для инструктора разница критична — проводить курсы можно только в клубе своей ассоциации. Обычно дайв-клубы (дайв-центры) имеют лицензию нескольких ассоциаций, или, как минимум, одной. У различных ассоциаций различные требования и, что важнее, различные взносы за членство. Различный же контроль качества и учебных материалов.
Естественно, курсы — это не единственный (даже не самый главный) заработок инструктора, особенно в Израиле, но какой смысл быть инструктором, если никого ничему толком не учить? Нынешняя маса выпускает инструкторов TDI\SDI, что очень удобно для работы в Эйлате — дайвцентров, имеющих лицензию этой ассоциации, тут только на берегу два или три. В самом популярном направлении для работы — юго-восточной Азии, Тайланде, например — их, если верить сайту, девятнадцать. Моя маса получила корочки SSI, так что я могу зайти на сайт и посмотреть количество предлагаемых вакансий в Тайланде — семнадцать штук (сколько дайв-центров, я нагуглить не смог), хотя если оставить английский язык, то актуальных станет меньше. Дайвцентров PADI — ассоциации, в которую я перешел уже после репатриации — только в Тайланде восемьдесят восемь, если верить сайту. Так что если вы решили за небольшие деньги выучиться на инструктора и укатить куролесить по свету, то вы можете вложить свои две тысячи вечнозеленых в это предприятие вместо того, чтобы вкладывать его в масу. Хотя в PADI только инструкторский курс стоит три, но вот в SDI примерно в это и уложитесь. Учитывая то, что маса — это ещё и грант в пять или десять тысяч, получается, что для тех, кто «просто решил научиться нырять» — сомнительная выгода.
Теперь про разницу между пять и десять месяцев и «быть инструктором». Инструкторский курс под началом Реда Фишера (это менеджер «Манты», дайвцентра, где вы будете учиться, и, периодически, ваш инструктор) это хардкор. Хардкор, который он устраивает потому, что может. И потому, что сделать из человека инструктора за десять месяцев С НУЛЯ — это нетривиально. И он это прекрасно понимает, и будет вас гонять, гонять, гонять. Мы сдавали нормативы по плаванию в двенадцать градусов тепла в неотапливаемом бассейне. Два дня подряд. Потому что в первый раз кто-то решил, что можно просто забить и выйти из воды. Пересдавали все. «Виновник торжества» изображал в душе после этого сорок с лишним минут переохлаждение. Настоящее переохлаждение случилось в первый день у Миши дредастого, который проплыл до конца, вылез из бассейна и свалился со стучащими зубами. (Мишу с программы в итоге выгнали, по причинам с дайвингом не связанным, а сейчас у него свой маленький, но гордый дайв-клуб). Мы донесли его до сауны и всё кончилось благополучно — никто не заболел, никто не умер, никто даже сильно не пострадал. Только Риточка на следующий день изобразила поход к врачу. Ред же, услышав наши крики «сам полезай в эту воду, умник» первым прыгнул в бассейн со словами «Норматив — догнать меня. Мне почти сорокет и у меня куча травм». Справилась только Саша, мастер спорта по плаванию. Мы сидели по полтора часа в воде, два дайва подряд, отрабатывая ведение группы, зимой, в дождь (да, в Эйлате он бывает). На инструкторском курсе мы валились с ног, занимаясь по пол-учебного дня в воде, потом остаток теорией, потом готовя домашнее задание. И знаете что? Уже после репатриации, я делал здесь курс инструкторов PADI параллельно работая, и понял, что это всё ещё были тепличные условия. Нас ещё как жалели и давали по пять вторых шансов на нос. И всё равно не все сдали. И количество «не сдающих» становилось только больше после нас.
Душевнейшее видео инструкторского курса прилагаю.
Но вот деталь, курс инструкторов — это десять дней. Курс помощников — что-то около того. И если помощника вы делаете в конце пятимесячной программы, то инструктора — в конце десяти, где-то в июне, вроде. В принципе это из-за ограничения на полгода, которые должны пройти до начала инструкторского курса с вашего Open Water (первого курса). Во всякому случае, в PADI есть такое ограничение. И если первая часть программы насыщена курсами и дайвингом (прежде, чем начать учиться на хотя бы помошника инструктора, надо пройти все спортивные ступени и нанырять шестьдесят погружений), то вторая между началом и курсом инструкторов — это набивание дайвов (кажется для инструктора их должно быть за сотню) и практика в «Манте». Практика это чаще всего так — двое идут на мокрый дельпак выдавать снаряжение (можно попрактиковаться в иврите и прочих языках), чаще всего девочки, двое забивать баллоны (в целом менее напряжно) — очевидно, чаще парни. Нас было больше десятка даже на второй половине программы, так что часть шла домой спать. Остальные прикомандированы к инструктору и ныряют с ним. Самые качественные и удостоенные высочайшего доверия — могут даже сделать за них работу (не курс, только ознакомительное погружение). Но чаще просто смотрят, как он работает, подают всякое и так далее. В принципе это выпускает инструктора, который прекрасно понимает, как работает дайв-центр, и, если не щелкать клювом, то можно набраться и насмотреться опыта, который потом пригодится ещё как. Но можно просто уйти после пяти месяцев, которые кончатся как раз к началу сезона, получить разрешение на работу и заработать за сезон денег, которые потом потратить на инструкторский курс. Который, впрочем, сдать будет уже не так просто — самому готовиться совсем другая история, и пересдача будет стоит денег. И хотя Ред грозился всех нас отправить пересдавать за свой счёт (800 шекелей), мы все сдавали экзамен ему и в две попытки уложились (кто сдал). PADI принимает экзамены вообще раз в три месяца и цена только экзамена — почти тысяча зелени. С другой стороны, закончив программу и оставшись, вы попадёте на самый излёт сезона — сентябрь, октябрь, поработать успеете, но вот возьмут ли на постоянную — вопрос.
Подводя итог — если вы готовы превозмогать и извлекать из этого удовольствие, если вас прельщает работа инструктором в Израиле, то пожалуйста — десять месяцев масы дайвинг того стоят. Если ни инструктор ни Израиль, или только инструктор вас не прельщают — пять месяецев, тусишь на море, ныряешь. Бэ кэф.
И маленькая такая ремарка — не путайте свою масу с дайвингом, как это сделал я. Я ни разу не нырял до масы, я приехал, нырнул, влюбился в это, и стал топить вперёд, воспринимая это обучение как, собственно, масу. Но… Маса не обязуется научить вас нырять. Это лежит строго на вас. Обучение в «Манте» к Масе отношения, в целом, не имеет. Вас могут попросить с курса за профнепригодность, а маса просто предложит вам сменить направление и поехать, например, в Аянот на фотографию. Вы можете не сдать инструкторский курс и получить от масы ламинированную бумажку о том, что вы десять месяцев пробарахтались в море. Маса может и будет забирать вас на экскурсии, собрания, вечеринки и прочее. Даже посреди инструкторского курса. Потому что у них своё расписание, которое не всегда (в нашем случае вообще никогда не) согласовывается с расписанием в Манте. Потому что Маса — это про Израиль и еврейство, а не про дайвинг. Помните это. Не размахивайте своим крестом и не отказывайтесь от шаббата, потому что вы у мамы атеист\евангелист\буддист\даэдрапоклонник\веруете в семерых. Повторюсь, если вам «в дайверы пойду, пусть меня научат» и ничего кроме, то, вероятно, стоит сделать это самостоятельно.
«было — стало»