Интервью с Анатолием Мовшовичем

Представляем Вам интервью с Анатолием Мовшовичем — бизнесменом, автором проекта «Мир на ощупь», выпускником лидерской программы Лехава. Мы поговорили с ним о новой площадке  на Петроградской, еврейской общине и социальном бизнесе.

— Анатолий, в первую очередь хочется спросить о еврейском бэкграунде: с чего всё началось?

Папа у меня еврей, мама русская. Но дома о еврействе никогда не говорили.  Я узнал, что есть бесплатная программа Таглит в Израиле. Не поверил, само собой, как и многие. Пока туда не поехал мой знакомый. Тогда я первый раз пришёл в Гилель, попал на шаббат. И подумал, конечно: «Что за секта?». К тому же ещё взял с собой друзей. Через три месяца поехал в Израиль, через месяц после возвращения поехал на Масу. Активно участвовал в жизни Гилеля года 3-4, немножко вырос и пошёл на Лехаву.

Именно там ты сделал свой первый крупный проект?

Идея моего первого еврейского проекта возникла ещё в Израиле: почему бы не сделать масштабный проект «Дни Тель-Авива». Не только для еврейских организаций, а для всех. Когда я вернулся, то начал рассказывать о своих корнях, о поездке и увидел, что вокруг меня очень много евреев.  Причем они ничего не знают ни о каких возможностях. Даже многие клиенты моей фирмы по организации праздников видели дипломы, которые я привёз и говорили: «О, вы тоже еврей!».

Фестиваль должен был дать возможность выйти на улицу, рассказать об организациях и программах. Если бы я узнал о еврействе лет в 16-17, я бы в жизни всё сделал по-другому. Наверное, уехал бы в Израиль учиться. И мне хотелось поделиться своими знаниями. Я предлагал сделать фестиваль в рамках Гилеля — мне сказали, что это невозможно — светское еврейское мероприятие в центре города. После этого я пошёл на Лехаву как раз из-за возможности делать  там еврейские проекты. Когда я рассказывал свою идею на собеседовании, мне задали вопрос: «А зачем ты идешь сюда, если можешь всё сам?». Я ответил: «Вы – это рамки для меня. Одно дело – сам, а другое – необходимость обязательно что-то сделать».

Идея «Мира на ощупь» тоже возникла ещё в Израиле?

Там я познакомился с незрячим молодым человеком. Он рассказал, что ослеп за два года до нашей встречи. Я думал тогда, что люди слепые с детства. Я узнал, что он не хотел жить и что есть музей, где он работает. Как раз тогда возникла идея сделать пространство, где люди будут рассказывать о своей жизни молодёжи. Хотелось немного воспитывать, рассказывая о том, что айфоны – это не самое важное. Тогда я поставил себе план в голове, у меня так всегда: года через 3 сделать фестиваль, после этого, года через 2 – «Мир на ощупь». Тогда я, разумеется, не знал, что он будет называться именно так. Совсем недавно понял, что всё получилось как я планировал.

Программа Лехава, как кажется, много тебе дала?

Да, я обожаю программу, мы очень дружим с Нирит. (прим. израильский коуч программы, ведет лидерские семинары) Я научился выступать, презентовать, углубился в социальное предпринимательство, в котором ничего не понимал. Проект «Дни Тель-Авива» был очень большой и сложный. Мероприятия шли целый месяц – их было больше 30, на один только «Пляж Тель-Авива» пришло больше 4000 человек. Мне нужно было найти 7 миллионов рублей. Это было непростое мероприятие, и я думал, что больше никогда не вернусь в еврейскую общину. Но вернулся. Моя сестра Ксюша пошла на программу,её одобрила Нирит. Я тогда начал делать новый проект, она мне помогала. Сейчас приезжают, в том числе из Америки посмотреть то, что получилось.

В этом году я стал мадрихом Лехавы, несмотря на свою занятость. И хочу быть уверен, что у ребят — их 8 в группе — получатся отличные проекты. В будущем, возможно, удастся открыть фонд для поддержки самых разных молодежных инициатив. В том числе идущих от Гилеля.

Как начинался проект?

Я просто хотел сделать проект, где могли бы работать инвалиды по зрению. Про программы города по их  трудоустройству я ничего тогда не знал. Конечно, понимал, что нужны партнеры, деньги. Помог опыт организации фестиваля – я знал как это происходит – взаимодействие с администрацией.  Однако понятия не имел, что такое вентиляция, пожарное оснащение, и решил, что уложусь миллиона в 3. Это было ошибочное мнение.

Спустя полгода после фестиваля я стал писать множество писем в крупные компании – больше 200. Никто не отреагировал: либо нет бюджета, либо ответа. В других сферах тоже — часто ответ был «да», но только на бумаге. Но получилось так: я занимаюсь праздниками, среди моих клиентов есть завод ЛЗМ. Больше 4 лет мы сотрудничали на тот момент, были в очень хороших отношениях. Я рассказал им о своей идее, и через 2 дня они согласились делать со мной проект на партнерских основаниях.  Видим, что денег тебе может не хватить, готовы вкладывать ещё.

Кто вошел в твою команду на первых  этапах?

В тот же момент я выложил вакансию стажёра на hh.ru: «Требуются люди на крутой проект с уникальным опытом, 8 месяцев без оплаты, после открытия проекта я возьму вас на работу». Тоже благодаря Лехаве я научился привлекать волонтеров. Откликнулось 56 человек, интересно, что не пенсионеры и не студенты. Так появилась команда. Мы встречались два раза в неделю, ставили задачи. Потом, конечно, пришлось поменять команду на профессионалов. Раньше я считал, что нужно брать тех, кто младше, а теперь уже наоборот беру опытных людей. К примеру, я даже не понимал, что SMM — это отдельная должность.

Что было сделано в первую очередь?

Помещение город не дал, но в «Питер Лэнд» предложили выгодные условия аренды, было разработано архитектурное решение.  По сути деньги закончились очень быстро, но партнеры выручили. Также Комитет по Труду выделил 3,5 миллиона на трудоустройство инвалидов, плюс я постоянно искал варианты сотрудничества и материалы по бартеру.

Как «Мир на ощупь» связан с израильским музеем «Диалог в темноте»?

Уже в фазе активной работы я начал его анализировать, так как там не был. Написал им письмо, думал, что они помогут так как проект социальный. Тогда не стоял вопрос о необходимости зарабатывать на проекте деньги. В списке моих целей они стояли на 6-7 месте. Они ответили, что это франшиза – стоимость от 300 до 500 млн евро. Письмо пришло из Москвы, где у них есть тренинги в темноте. Дали понять, что мы не справимся, но я их не послушал. Он абсолютно отличается по содержанию, название другое, а идею запатентовать нельзя.

В Москве есть ещё одни ребята, которые открыли «Прогулку в темноте»  —  маленькое помещение, всё по-другому. Мы с ними общались, в начале они всё копировали, но не знали сути.  Ведь к нам совсем другое отношение: была проведена огромная работа с городом: сделаны специальные программы для школьников, трудоустройством для инвалидов, тренинги для преподавателей, делаем программу для туристов и многое другое. К нам приезжают депутаты, официальное звание – «социально значимый проект в Петербурге». Это значит, что нам дают  везде  в городе бесплатную рекламу.

Что стоит в списке ближайших планов?

Планы огромные. В следующем году я хочу открыть филиал в Москве — нужно быстро развиваться. Мы сделали товарный знак, открыли площадку в Сочи на Красной поляне, открываем франшизу в Ярославле.  В целом, уже пришло больше 30 заявок открытие филиалов.  В начале, может быть, я и не планировал зарабатывать деньги, но содержать даже одну площадку очень дорого. Средняя стоимость билета 500 рублей — расходы больше 1 млн в месяц. Это социальный бизнес, но всё-таки бизнес. Сначала не было маркетолога, пиарщика, отдела продаж. Теперь всё иначе. Но социальная основа дала очень много: тогда мы всё согласовывали с городом, а сейчас с нами хотят работать все комитеты, давать субсидии. И бизнес тоже не остается в стороне. В рамках второй площадки генеральным спонсором стал банк ВТБ24.

Кроме того я планирую делать тренинги для молодых предпринимателей, рассказывать как делать подобный бизнес — привлекать инвалидов к работе. Это необязательно люди, которые не могут работать. Ещё я придумал программу для незрячих массажистов — это основная профессия, которую они получают, но их нигде не берут. За границей такой массаж очень популярен — так как они иначе чувствуют, у нас такого совсем нет.

Получается, в итоге сыграла большую роль «социальность» твоего бизнеса?

В целом, многим непонятно как монтируется социальное и бизнес, почему вход платный. Как будто только НКО может помогать. Я понимаю, как сильно изменилась моя жизнь за 2 года — от праздников я ушел к другой работе, не самой простой.  Опять искал деньги на вторую площадку, снова вникал в стройку, выстраиваем программу на новом месте: она отличается. Есть другие локации, например, появилась возможность готовить в темноте, мастер-класс по Брайлю, звуковая комната.  «Питер Лэнд» преподносил как разовое мероприятие для посещения, здесь возможен интерактив и уже есть 4 программы, каждую из которых нужно посещать отдельно.

Скажи, а как ты всё успеваешь?

Раньше всё было завязано на мне, и я считал, например, что иметь личную помощницу – это понты. Сейчас она у меня есть, потому что каждый день  передо мной стоит 150 задач. Моя продуктивность выросла на 50 % точно. Личного времени совсем нет, в мае ещё родилась дочка — пришлось отправить жену в Америку на пару месяцев.  Я очень хочу проводить с ними время, но не могу. В этом проекте я понял, что задачи не кончатся никогда.

Фотографии Михаил Алексеев, интервью Валерия Тёмкина

Валерия Тёмкина

Аспирантка факультета социологии СПбГУ, журналист, историк по первому диплому. В этом блоге пишу про книги и выкладываю интервью с интересными людьми.

Все статьи автора

Интервью с Анатолием Мовшовичем