Закадровый голос сообщает вводные: свободолюбивые и обнадеживающие 60-е кончились, в 1971 году после оттепели наступили ощутимые заморозки. Ленинград в ноябре — место и так довольно беспощадное, а уж тем более по отношению к молодым писателям. 30-летний Сергей Довлатов (серб Милан Марич) еще не напечатал ни одного рассказа, бегает по идиотским заданиям редакции (то поэта с трудовой биографией найти, то спуск на воду корабля осветить) и понимает, что решительно отдаляется от равнодушной жены и подрастающей дочки Кати, и решает подарить ей в откуп дорогую заграничную куклу. Куклы в Ленинграде нет, холоднее становится с каждым днем, Довлатову и его друзьям (один из ближайших приятелей и собеседников — Иосиф Бродский) перекрывают кислород.
Фильм об интеллигенции времен застоя — легкий объект для аналогий, и, снимая «Довлатова», Алексей Герман-младший это отлично понимает. Если отца режиссера интересовала тирания, то сын в своей фильмографии фиксируется на духоте и безнадежности, негероическом героизме и битье головой о сцену. Шесть ноябрьских дней, в которые советский писатель попробует навести мосты с женой, встретит нескольких бывших, похоронит друга и сделает много бессмысленной работы на режим, можно было бы растянуть и на шесть лет. Песен о советском «Титанике» и троллейбусе, который идет на восток, еще не написали, но звенящая пустота, обреченность и молодая надежда, с которой ничего не поделаешь (как это — быть молодым и ни на что не надеяться?), в «Довлатове» на своих местах. Снятый по мотивам «Чемодана» и «Компромисса», фильм отлично работает, когда максимально близок к тексту, и слишком подробно объясняет то, что в кино на все времена и так сквозит между строк. В любом случае, только что получивший приз за визуальные решения на Берлинале (его вручили художнику-постановщику и жене режиссера Елене Окопной) — один из самых ожидаемых российских фильмов года на классическую тему «горе от ума».
Источник www.the-village.ru/village/weekend/films/303933-filmy-nedeli