Рецензия на фильм "Фокстрот"

На мой взгляд, израильское кино бывает двух видов: высокое искусство и абсолютный треш – среднего крепкого кинематографа там нет. Для зрителя это — благо, за нас выбор делают отборщики известных кинофестивалей: если фильм из Израиля оказался в конкурсной программе – точно можно идти, будет хорошо. Однако нужно учитывать, что израильская интеллигенция придерживается левых убеждений. Так, многие известные израильские писатели, включая Давида Гроссмана, Амоса Оза, А.Б. Йегошуа — выступают против политики Израиля на Западном берегу реки Иордан www.theguardian.com/world/2013/jun/25/israeli-authors-campaign-west-bank-villagers . Министр культуры Израиля Мири Регев открыто обвинила представителей Израильской киноакадемии в выражении антиизраильской позиции www.timesofisrael.com/regev-vows-to-revolutionize-state-funding-for-films/ . Об этих взглядах киносообщества Израиля желательно помнить, когда мы смотрим израильское кино, которое попадает на разнообразные киносмотры. Как правило, это декларация пацифизма, заявление о равноправии, утверждение толерантности – и всё это вместе или что-то из вышеперечисленного в различных сочетаниях представлено на экране очень убедительно, потому что сделано талантливыми людьми.

«Фокстрот» (2017, реж. Самуэль Маоз) — один из таких фильмов. На фестивале в Венеции он получил гран-при. И награда заслуженная. Фильм – страстный антивоенный манифест, поданной зрителю в изысканной форме (дальше – спойлеры; если вы не хотите знать, что происходит с героями, сразу переходите к трейлеру фильма в конце статьи). В нем есть и трагедия отца, потерявшего сына, и абсурд ежедневной армейской рутины, и детские страхи; камера «плывет» вслед за теряющим сознание членом семьи, дивной красоты пейзажи – мечта оператора; жирная хлюпающая грязь под ногой военного начальника – награды в Европе просто так не раздают…

Кино доставляет истинное эстетическое наслаждение — ровно до того момента, когда в середине фильма ошеломленный зритель вынужден наблюдать, как убитых палестинских жителей закапывает в пустыне экскаватор, чтобы не нужно было привлекать к военному суду израильских солдат, которые их случайно застрелили. Дальше возникает дилемма: мы продолжаем смотреть безупречный по красоте картинки и глубокий по содержанию фильм или хлопаем дверью кинозала и вслед за израильским министром культуры требуем от авторов прекратить дискредитировать Израиль в глазах мировой общественности. Этот выбор каждый зритель вынужден делать самостоятельно. Поэтому — идите в кино на фильм «Фокстрот», примите собственное решение. Возможно, оно будет вовсе не таким, как вы ожидаете. И кино и выбор.

Лиза Дорфман

В глубине души я культурный консерватор и поборник традиционных культурных ценностей, поэтому, борясь с собственной ограниченностью, наблюдаю за современной литературой, театром и иными сферами современной культуры. В свободное от этого занятия время перевожу с иностранного языка.

Все статьи автора

Рецензия на фильм "Фокстрот"