О свободе и толпе

Близится погибель Легиона! На самом деле погибель Легиона свершилась, впереди битва за Азерот. Да, я эльф 110 уровня.

Это присказка. Сказка такая. Неожиданно, как отопительный сезон и первый снег в далёкой России, подкрадывается праздник опресноков, известный в народе как «Песах» или «Еврейская Пасха». Потому что они совпадают обычно по времени, так уж получилось. Надо же было подколоть евреев, и сделать праздник с пышными куличами аккурат когда хамец нельзя. Ну и удобно заодно, все маскирующиеся под веру христову палятся. Но это дела прошлые. В современном Израиле Песах правда сродни отопительному сезону. Как к нему не готовься, он наступает внезапно, ежегодно и примерно в одно и то же время. И сколько бы гостиницы и бизнесы на авралили почем зря персонал, первые пару дней бардак будет как при пожаре в публичном доме. Во-первых это каникулы в школах. Во-вторых это сокращённые дни и пора отпусков. В Эйлат, например, набивается полстраны, кошки рожают (весенний же праздник) дети орут.  

Ещё это граница между сонным провинциальным маленьким городком на берегу красного моря, и шумным, полным людей и событий летним курортом. Зимой в Эйлате можно даже сказать, что я проделал такой долгий путь из родных Апатит, чтобы оказаться в таких же, только песчаных. Местная шуточка даже гласит «Апатиты прям как сочи, солнце светит днём и ночью». Вторую часть приводить не буду, нас же дети смотрят. Да, если кто вдруг впервые обратил внимание на этот бложик, напоминаю, я тот самый парень, который родился в Апатитах, переехал в нежном возрасте в Петербург, потому что родители, а в зрелом — в Эйлат, потому что идейно. И не надо меня жалеть.

Легенда гласит, что название праздника происходит от слова «пасах» что значит «миновал». Миновал ангел смерти дома евреев, во время последней казни египетской: «поражения первенцев». Миновал потому, что евреи намазали дверные косяки кровью кошерных телят, в честь чего, вроде бы, мы вешаем мезузу. Или в честь той же мицвы что и тфилин… Там сложно.

Что забавно, на момент Песаха совершенно точно миновали (и давно) недельные главы, описывающие, собственно, исход из Египта. Праздник однозначно один из главных, я бы сказал, основополагающий национальный миф.

  И в этом году я сделал «домшнее задание» и честно прочитал всю историю исхода из Египта. В целом историю знают все, повторяться не вижу смысла. Самые ленивые могут посмотреть мультфильм «Принц Египта». С оригинальной историей, конечно же, есть расхождения. Но верно передаёт дух. Осторожно, можно реветь белугой на особо проникновенных моментах. В этот раз я обращаю текст к людям, которым знаком материал. Я хочу поделиться интересным наблюдением.

В Торе историю двигают отдельные люди. Тора довольно-таки презрительно относится к «народу» как массе и зачастую подчёркивает отрицательные черты безличной толпы. И, наоборот, отдельный человек, своими поступками, образом жизни, силой воли выделяется. Я бы сказал, что только такие люди достойны уважения в глазах Всевышнего. И я говорю не только о праведниках. В конце концов, Тора не то что бы полнится праведниками. Одним из первых, кто в Торе выступает своевольным, своенравным, но выдающимся — Каин. Каин убил брата, однако

— И поставил Господь Каину знак, чтобы не поразил его всякий встретивший его.

Каина люди трогать не смеют. В конечном счете Каин найдет смерть от своего же потомства. Но он заслужил как минимум право самостоятельно познать ошибочность своих путей. А вот его потомки, как и потомки Адама и Евы, бездумно творящие всякое, без долгих размышлений приговорены к утоплению. С этой бездумной толпой бессмысленно разговаривать, но…

Ноах обрел милость в глазах Господа.

Потому что поступал согласно своим убеждениям, пусть они и шли вразрез с творящейся вокруг вакханалией.

Но это, всё же, далеко от описываемых событий. Истории праотцов — чудо чудесное, где можно увидеть за давно и прочно идеализированными фигурами черты плутоватых восточных мужичков, а в благочестивых матронах праматерях — черты тех самых «а идиш мамэ» от которых некуда деться семье, друзьям, соседям. Что бы там не говорили, а дух народа заключен в его эпосе.

Но и не об этом тоже хочу поговорить. В Египет пришёл Яаков с сыновьями и семьями сыновей. А вышел полноценный народ. Ну, почти полноценный. Заготовка для народа, которой пришлось ещё сорок лет бродить по пустыне. Зачем сорок лет бродить по пустыне? На эту тему можно найти сотни разной степени дебильности мемасов на фейсбуке, высмеивающих срок блужданий в соотношении с размером пустыни. Основное и простое объяснение: чтобы сменилось поколение и в страну обетованную вошли те, кто не знал рабства.

Как же евреи стали рабами? Тора просто и логично излагает:

И встал новый царь над Мицраимом, который не знал Йосефа.

В принципе достаточно этого. У людей с той стороны реки ВСЕГДА пёсьи головы. Как бы ты не выслуживался перед нынешней властью рано или поздно она сменится и преемник задастся резонным вопросом: Кто такие? Что делать? Тем более, что попытки подогнать историю Торы под известную нам историю древнего Египта связывают смену царей со сменой династий. Пришлые кочевники, рулившие Египтом, сменились на египтян, которые видели в евреях ещё и пособников узурпаторов. А так как евреи ассимилироваться не спешили, к ним присмотрелись особенно внимательно.

Валить домой они тоже не спешили. Тепло, хорошо. А то, что тучи сгущаются — ну так это же не может быть надолго? Это одна из тех ошибок, на которой никогда никто не учится. Двадцатый век тому пример: «Это коричневое безумие не может быть надолго» и «Большевики не удержат власть» плавно перешли в «Куда бежать». А бежать-то уже поздно. Так же и с евреями в Египте. Когда они поняли, что пора, они уже не могли, ведь

И порабощали мицрим сынов Исраэля подневольным трудом. И горькою делали жизнь их тяжкой работою с глиной и с кирпичами, и всякой работою в поле, — и вся их работа, которою их порабощали, (была) подневольным (трудом).

И казалось бы ещё тоже не поздно… Но человек существо подлое, ко всему привыкает. И даже когда Моше убивает египтянина-надсмотрщика, с чего иной раз начинались неплохие такие революции и локальные междусобойчики, народ реагирует плачевно

И вышел он на другой день, и вот два человека (из) иврим спорят, и сказал он неправому: Зачем тебе бить ближнего твоего?  И сказал тот: Кто поставил тебя мужем, повелителем и судьей над нами? Не замышляешь ли ты убить меня, как убил мицри?

Язык Торы заковырист, не спорю, так что объясню: два человека спорят, а решить их спор взялся вчера вступившийся за них Моше. Но от него спешат откреститься, как от опасного сумасшедшего. Как бы чего не вышло, вдруг подумают, что они все заодно. Параллели с реальностью, как водится, проводите сами.

Ещё одна замечательная сцена, показывающая, какими качествами обладает пресловутый «народ»: Моше и Аарон просят у фараона разрешения для евреев выйти в пустыню для жертвоприношения. Фараон отказывается. А чтобы было неповадно, вешает на евреев ещё большую трудовую повинность. Невыполнимую. Чем тебе не искра для «мы на славу всем буржуям мировой пожар раздуем»? Но нет. К Моше и Аарону идут неназванные представители народа и…

 Да воззрит Господь на вас и рассудит (за то), что вы зловонным сделали дух наш для Фараона и для его слуг, (а это то же, что) вложить меч в их руку, чтобы убить нас.

«Не раскачивайте лодку!» как оно есть.

И что, неужели же нельзя было просто взять и пролить дождь из огня и серы на Египет, зачем эти десять казней, вот это всё хождение туда обратно, «отпусти народ мой»? Да всё очень просто. Привыкший к языку силы и насилия другого уже не поймет. И все десять казней — всё, что описано в исходе служит простой цели — вернуть народу веру во Всевышнего и в себя. Из массы, которая, натурально

И терпели избиение

нужно было сделать их народом великим, способным к самостоятельной жизни. И для этого нужно было показать, что сила — не фараон, не его жрецы и не его войны. Но надо было так же избежать простой подмены одного ярма другим.

Меня, например, очень заинтересовал эпизод с поражением первенцев.

 В десятый (день) этого месяца пусть возьмут себе каждый по агнцу на отчий дом, по агнцу на дом. А если мал числом дом, чтобы быть «на агнца», пусть возьмет он и его сосед, близкий к его дому, по числу душ; каждый (по тому),сколько съест, разочтитесь на агнца. Агнец без порока, самец по первому году, будет он у вас; из овец или из коз берите его. И будет он у вас на хранении до четырнадцатого дня этого месяца; и заколет его все собрание общины Исраэля в межвечерье. И возьмут от крови, и возложат на два косяка и на притолоку, на дома, в которых будут есть его. И пусть едят мясо в эту ночь, испеченным на огне; и пресные хлебы с горькими травами пусть едят. Не ешьте от него недопеченного и сваренного в воде, но только испеченное на огне; его голова с его ногами и с его внутренностями. И не оставляйте от него до утра; а оставшееся от него до утра на огне сожгите. И так ешьте его: ваши чресла препоясаны, ваша обувь на ваших ногах и ваш посох в вашей руке; и ешьте его с поспешно стью, — песах это Господу. И пройду Я по земле Мицраима в эту ночь, и поражу Я всякого первенца на земле Мицраима от человека и до скота, и над всеми божествами (идолами) Мицраима творить буду суды, — Я Господь. И будет кровь вам знаком на домах, в которых вы (пребываете); и увижу Я кровь, и миную вас, и не будет среди вас поветрия пагубного, когда Я поражать буду (первенцев) на земле Мицраима.

Первое: Зачем так подробно описывать трапезу, которая должна происходить в домах? Ещё и обильная такая получается трапеза, тушку за ночь сточить.

Второе: Зачем помечать свои дома, неужели же Всевышний не знает, где свои, а где чужие?

Я уверен что, такой подробный наказ дан с единственной целью: чтобы евреи сидели дома и были поглощены исполнением конкретных вещей, а не выходили на улицу и не злорадствовали над соседями. Всё-таки худшее, что происходит, когда человек оскотинивается под гнётом — он перестает сочувствовать ближнему. Хуже того, он начинает радоваться чужому горю так, словно бы это делает его жизнь хоть чуточку лучше. И именно такое поведение всегда было причиной для пристального внимания Всевышнего с последующим применением разрушительных сил природы. Да, Сдом и Гоморра были разрушены не за любовь к подхвосту и своему полу, хотя именно эта версия известна каждому школньику-атеисту. Дело вот в чём

 ибо великим стал вопль на них пред Господом

То есть они относились к другим так, что явно заслужили погибнуть под огнём и серой. Так и Иону посылают в Ниневию, город великий, предупредить о том, что на них там тоже «вопль» и пора бы сделать выводы, а то вот, столбы соляные ещё стоят.

При чем тут наши евреи, сидящие по домам и вкушающие барашка, вместо того, чтобы злорадно наблюдать за как у соседей дети мрут? Тут уж я, простите, процитирую не столь великий текст

Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?

Потому что нет большего скотства, чем радоваться чужому горю. Но евреи к тому моменту были именно в том состоянии, когда горю радоваться очень даже получается. Так что пусть лучше барашка едят. А если кто-то думает, что всё-таки мазанье косяков и закрытие окон и ставен было важной частью ритуала, чтобы мол своих не положило, я приведу вам мою любимую цитату из этой истории, которая, одновременно, даёт ответы сомневающимся и просто образец красивого текста:

— О Господь! — сказал Моше Господу. — Я не умею красиво говорить, и никогда не умел, и [не научился] даже с тех пор, как Ты обратился к рабу Своему. Я не красноречив и косноязычен.

И сказал Господь ему: Кто дал уста человеку? Или кто делает немым или глухим, или зрячим, или слепым? Ужели не Я, Господь?

Апофеозом, конечно, становится получение Торы на горе Синай. С золотым Тельцом и вот этим всем. Именно оттуда народ отправляется в пустыню на сорок лет. Учиться жить и думать самостоятельно. Ведь

И сказал Господь Моше: Теперь увидишь, что сделаю Я с Фараоном, ибо из-за крепкой руки он отпустит их и крепкой рукой он изгонит их из своей страны.

Крепкая рука — это важно. Я уже говорил про язык насилия, язык силы. Евреев держали силой, вывели силой. Как только силы они не видят, начинаются брожжения. Лишь для этого дарование Торы сопровождается

И было: на третий день, с наступлением утра, были громы и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шофара сильный очень. И вострепетал весь народ, к оторый в стане.

Для кого цирк? Да для них же, для народа. А то разбегутся как тараканы по пустыне без сильного лидера и крепкой руки.

К чему я всё это вёл? К тому, что возвращение из галута есть в некотором роде возвращение из рабства. Так или иначе положение евреев зависимо от властей, соседей и ещё много чего там. Привыкать к смене ролей приходится без сорока лет. Но смена неизбежна. Я уже писал, про первое поколение, которое не ассимилируется, я уже писал про «тафкид руси», и про отношение израильтян к работе. Израиль делает народ свободным конвеерно.

У меня был студент, который приехал из Украины по программе, учителем работать. Затем он посмотрел на местную школу, обозвал её обезьянником, и пришёл учиться дайвингу, чтобы работать с рыбками в подводной обсерватории. Угрозы на детей не действуют. О Г-споди, вот трагедия-то, как же воспитывать дитё, если не пенделем и добрым словом?

Один из инструкторов в нашем клубе раньше служил в юкей милитари. Он рассказывал мне с круглыми глазами «представляешь, они здесь могут обратиться к офицеру по имени, не по уставу».

Я думаю со свободой в современном Израиле всё в целом хорошо. Порядка могло бы быть и побольше. И то что они кричат, и паркуются как хотят, и надписи читать не хотят предупреждающие, запрещающие, любые — это от ума (значит от дурости).

Забавное наблюдение: израильская семья кормит рыбок хлебом. Прошу прекратить. Первый вопрос: почему нельзя\кто сказал\где написано. Объясняю. Продолжают. Озвучиваю сумму потенциального штрафа. Провожают меня печальным взглядом. Продолжают, как только я ушёл. Иногда просто отворачиваются.

Туристы из СНГ: сценарий развивается точно так же до момента со штрафом. Тут они обычно быстренько ретируются, покуда несуществующий штраф их не нашёл.

Конечно мне бы хотелось, чтобы и те и другие самостоятельно читали все предупреждающие надписи. А ещё просто верили в то, что надпись весит не по прихоти, а по необходимости. Чтобы рейнджеры не сидели в своём заповеднике, а свою работу делали выходя из джипа. Чтобы люди показывали повороты на дороге и не сигналили как умалишенные. Но это, всё же, мелочи. Главное — рабами были мы. Но больше не будем.

Смешная картиночка, чтобы снизить градус пафоса.

Леонид Ерухимов

Мне 26 лет, я родился в чудном географическом недоразумении на границе полярного круга со звучным названием г.Апатиты, в Петербурге жил с 4 лет, на юго-западе, чуть меньше года назад репатриировался в Израиль, живу и работаю инструктором по дайвингу в городе Эйлат. Евреи у меня в семье дедушка и я. Остальные ранжируются между воздержанием и открытым неприятием национальной идентичности.

Все статьи автора

О свободе и толпе