Яша (подпрыгивая у входной двери): Баба п’иди!
Я: Ты хочешь, чтобы бабушка поскорее пришла?
Яша (радостно кивая): Да! Баба Эина! Кисеная!
Я (цепляясь за последнюю надежду): Ну «Эина» — это «Элина». А «Кисеная» — это «красивая»?
Яша: Ниии! (показывает себе на грудь) Кисеная.
Я (максимально ровным голосом): Крещеная бабушка Элина?
Яша (светлеет: всегда приятно выяснить, что мама что-то соображает): Да! Да!
Я (в легком шоке от того, что в Яшином вокабуляре, оказывается, не только такие важнейшие для жизни слова, как «гулко» и «бетономешалка» имеются, но еще и «крещеная». Юноше двух лет от роду никак без них не обойтись): Это тебе бабушка рассказала, что она крещеная?
Яша: Да!
Я (вкрадчиво): А это хорошо, что бабушка крещеная?
Яша: Да!
Я (перебирая в голове все последние прогулки Яши с бабушкой, продолжаю допрос): А Яша крещеный?
Яша: (уверенно) Ниииии! Не надо.
Я (расцеловав Яшу в припадке нежности, успокоившись): А почему не надо? Бабушка же вот крещеная.
Яша (сурово): Мама – ни, папа – ни. Яша – ни! Не надо.
Не знаю, откуда у Яши такая фееричная картина религиозной принадлежности членов нашей семьи в голове, но меня устраивает на 100%.
Я антиклерикалистка (классное слово, а?). То есть не планирую относить себя к какой-либо официальной религии, просто потому, что там нужно так или иначе безоговорочно верить в необходимость и эффективность неких странных вещей, придуманных другими людьми. А я уже безоговорочно верю в критическое мышление и юмор. Это наша потомственная семейная религия. К счастью, я смогла найти Ваню, который, пусть и не потомственно, оказался невероятным фанатиком именно этой религии. И, да, это та религия, приверженность которой мне бы хотелось видеть у Яши. Любая другая меня тоже устроит (ну, не совсем любая, что уж я тут лукавлю? Одна-единственная определенная), если он в сознательном возрасте сам заинтересуется идеями и захочет вписаться. То есть точно не «гуляли с бабушкой, она предложила искупаться, и интересный дядя подарил веревочку с кулончиком». От этого не умирают, но с бабушками больше наедине не остаются.
При этом я руками-ногами «за» традиции и интересные истории. Я вообще не против сказок про блудного сына, если мы стоим у картины Рембрандта, например.
(Это я так, на будущее – мы пока рядом с ними не стоим, а лежим перед проектором, и Яшу интересует исключительно, почему у блудного сына левая нога грязная, ай-яй-яй. Но я типа за кругозор и культурную подкованность)
Поэтому Яша пока не знает слова «иудаизм» (хотя я не проверяла), но знает, как звали жену Ноя — вычитал в последней книжке «Пижамной библиотечки» .
(проект, благодаря которому ребенку с еврейскими корнями КАЖДЫЙ месяц присылают бесплатную и крутую еврейскую книжку на русском/английском языке в зависимости от страны проживания, вот тут можно оформить подписку на русском www.pjlibrary.ru/subscribe).
Ну и любит мацу, просто потому что она реально вкусная. И потому что она есть в доме. А еще на вопрос в конце очередной книжки PJ Library про Израиль, которая заканчивается словами:
«…Там синее море, там солнце всегда.
Так что, ты хотел бы поехать туда?»
Громко кричит: «Даааааа!» и бежит за чемоданом.
Вот. Как видите, у нас никакого давления на ребенка, только самоопределение и толерантность.
Ах, да. На всякий случай, когда мы проходим мимо церкви, я уточняю у Яши, можно ли туда ходить без мамы и папы. И он отвечает: «Ниии».
Ну это так, необходимые меры безопасности в смешанной семье. Кстати, в несмешанной тоже: я в детстве ездила с бабушкой и дедушкой в Новгород. Было лето, жутко жарко, и оба они были в шортах. Логично, что в Юрьев Монастырь их не пустили. А я была в юбке, и мне было 5 – меня пустили. Я там бродила, было очень красиво и тихо. Местная древняя-древняя бабушка (как я сейчас думаю, ей было лет 50), спросила меня: «Девочка, а почему ты без крестика?». А я была менее подкована, чем Яша, поэтому уточнила, что это. Она показала, объяснила, как это важно. И, конечно, подарила мне тоже. Очень красивый, деревянный. Она потянулась сразу надеть его, но что-то меня смутило (помню мысль – что его, наверное, надо сначала помыть, а то негигиенично), так что я решила просто поблагодарить и уточнить у своей бабушки. На прощанье щедрая женщина сказала приезжать на следующий год – чтобы меня у них покрестили.
Вернувшись к бабушке с дедушкой, я радостно показала крестик. Ну… В общем, вопреки стереотипам, мы не стали его продавать на черном рынке, и даже не устроили ритуального сожжения, просто меня отправили вежливо возвращать, и объяснять, что мне, оказывается, нельзя.
Я вообще ни разу не против смешанных семей, как таковых. Как мне говорил дедушка в детстве, еврейский муж никогда не скажет тебе «жидовка!». Ну, то есть может и сказать, но ему, типа, можно. Так как это, типа, в шутку. Я выросла, пару раз вышла замуж. Мои подружки повыходили замуж/порасставались. И сейчас я думаю, что религия и национальность – безусловно, важные вещи, но, на практике, смешанность по принципу отношения к чистоте рушит семьи гораздо эффективнее. Или по вопросу необходимости детей. Или по вопросу, можно ли изменять, если нечасто. Или по еще какому.
Да, есть моменты, о которых договариваются на берегу. И, вроде как, в несмешанной семье, этих вопросов автоматически меньше – ну, как минимум, обрезание и крещение детей. Будет он ходить на кулинарные мастер-классы по блинам или по латкес. Да и конфликтов с родителями мужа/жены поменьше. Но, во-первых, это иллюзия: внутри одного народа/конфессии разных взглядов может быть куча. А, во-вторых, ЭТО НИЧЕМ НЕ ПОМОЖЕТ. Если в семье мало любви, то брошенная в пылу ссоры фраза «Ну и выходила бы за еврея, он, небось, на диване не лежал бы» ничем не хуже «Как же меня достала твоя мама с ее советами! И ты весь в нее». А, если ее (любви) много, то и то и другое можно сказать с юмором и вместе посмеяться. Или дотошно обсудить. Или вообще промолчать. Я просто знаю только три типа счастливых семей – высмеиватели, зануды и молчуны. Если вы знаете еще какие-то – напишите мне в Fb, мне правда интересно.