В это воскресенье, 22 декабря, начинается Ханука — один из самых радостных праздников еврейского календаря, любимый многими иудеями. Он отмечается 25-го Кислева по еврейскому календарю и длится еще неделю после (обычно празднование приходится на декабрь), нередко совпадая по датам с католическим Рождеством, что неминуемо вызывает желание их сравнить. В действительности по смыслу эти праздники не имеют ничего общего: объединить их может лишь атмосфера уюта дома, вечерние застолья с праздничной едой, зажженные свечи и подарки детям.
Ханука входит в число праздников “де-рабанан” (то есть был установлен мудрецами, а не Торой) и отмечается в память о чуде, произошедшим с нашими предками во времена Второго Храма. Израиль в те годы был оккупирован войсками эллинистической Селевкидской империи, основанной Александром Македонским. Центр империи находился на территории современной Сирии, и ее правители, конечно же, были заинтересованы в расширении границ. Они избрали тактику тотальной ассимиляции евреев и начали насаждать греческую культуру всеми возможными способами. Многие израильтяне не выдерживали давления и под страхом смертной казни отказывались от Торы и ее заповедей. Попытки селевкидов сломить волю евреев дошли до того, что Антиох Эпифан, который в тот момент правил империей, отправил в Сирию священную утварь из храма, в числе которой была золотая менора.
Восстание вспыхнуло в 167 году до н.э. Его возглавили коэн по имени Матитьягу Хашмонай и его пятеро сыновей (после смерти Матитьягу дело продолжил его сын Иехуда Маккавей). Спустя 3 года им удалось освободить Иерусалим и Храм, который был осквернен селевкидами, и было принято решение очистить священное здание и возобновить зажигание меноры в тот же день — 25-го Кислева, который по случайности был третьей годовщиной его осквернения. После очищения освободители не могли найти ритуально чистое масло, которое годилось бы для зажигания меноры и освящения Храма, однако после продолжительных поисков был найден один маленький кувшин, которого могло хватить лишь на один день. Несмотря на это Маккавеи все же зажгли менору, и тогда произошло чудо: добытого масла хватило ровно на восемь дней — как раз столько требуется для приготовления нового. В память об этих событиях Ханука празднуется неделю, а само название праздника переводится с древнего иврита как “освящение” или “обновление”.
Что касается обычаев празднования, то, в отличие от других памятных дат еврейского календаря, в Хануку запрещено поститься (даже жениху и невесте накануне хупы). Принято наоборот накрывать праздничные столы с обилием блюд, приготовленных на масле: пончики (суфганийот), драники (латкесы), пироги с сыром, “хворост” в сиропе. Участники застолья веселятся, поют песни и рассказывают друг другу о чуде, который сотворил Вс-вышний. Главным обычаем праздника считается зажигание свечей в специальном подсвечнике, который называется ханукия. Он похож на менору, только, в отличие от нее, рассчитан на большее количество свечей — в память о каждом дне, во время которых происходило ханукальное чудо. Эта заповедь обязательна к исполнению, и даже нищий, живущий на подаяния, обязан продать последнюю одежду и купить на полученные деньги ханукию.
Зажигать свечи предписано каждый вечер с выходом первой звезды (согласно иудейской традиции новый день начинается не с полуночи, а с захода солнца). В первый вечер зажигается одна свеча, во второй две, в третий три и так далее. Этим действием мы напоминаем себе о том, что каждый новый светильник важнее предыдущего — ведь с каждым днем чудо становилось все значительнее и вселяло все больше веры в восставших. Свечи должны находиться на одной линии, на одинаковом расстоянии друг от друга и при этом достаточно далеко, чтобы гореть самостоятельно и не плавить те, что находятся по соседству.
Для еврейских детей Ханука — такой же долгожданный и любимый праздник, как для европейских Рождество (наконец-то об общем у этих двух дат). По традиции, в ночь на четвертый или пятый день Хануки дети получают от родителей так называемые “ханукальные деньги”, которые могут потратить, как захотят, однако часть суммы надо отдать на цдаку. Так иудеи приучают своих сыновей и дочерей к благотворительности и объясняют важность этого дела. Кроме того, по обычаю еврейские дети во время ханукальной недели играют в дрейдл (волчок), на гранях которого изображены четыре буквы алфавита (гимель, нун, хей, шин). Это первые буквы предложения, которое звучит так: “Чудо великое было там”. На дрейдлах, которые продаются в Израиле, последнее слово заменено на “здесь”. Играют обычно на мелкие деньги, сладости или орешки. Не менее важной частью ханукальной традиции является совместное чтение Торы с детьми, а также обсуждение самого праздника, подвига предков и чуда, которое сотворил Вс-вышний, увидев, что израильтяне нуждаются в его помощи, пытаясь защитить свою культуру, веру и заповеди.
Поздравляю всех с наступающим праздником Ханукой!
Ханука
Пускай жизнь будет наполнена светом, чудом и любовью наших близких.