Три составляющие «еврейской идеи», или взгляд из «антимира»

Связь с Б-гом, с предками, с Землей Израиля — всего этого Билам не может простить евреям. В «антимире» величайшего пророка-космополита три эти вещи — проклятия. Почему Ницше — последователь Билама и чем для обоих страшна «еврейская идея»? Об этом рассуждает Белла Слуцкин.
Брат не может свидетельствовать в суде в защиту брата. Маараль пишет, что свидетельство должно быть внешним. Пока ты находишься внутри системы, ты часть нее. В этом смысле недельная глава «Балак» замечательна. В ней мы встречаемся с великой личностью, находящейся с нами в разных системах. С неевреем, свидетельствующем о нас. Мы и до этого встречались со свидетельством неевреев. Например, фараон был первым, кто понял, что Сыны Израиля — отдельный народ, а не просто семья из ханаанской земли. Мы помним встречу с Итро — тестем Моше, который «услышал и пришел». И Моше очень хотелось, чтоб он остался. Итро — это взгляд со стороны. Он научил Моше разделить тяжесть управления народом с главами народа. У народов мира нет Торы, но есть мудрость.
Балак и Билам, две стороны одной медали
В этой главе две центральные фигуры: Балак … (продолжение на сайте Синагоги news.jeps.ru)

читать продолжение