"Порги и Бесс": негритянская история от еврейского музыканта

 

И снова мы будем говорить не совсем о литературе.

Джордж Гершвин. Он же Яков Гершовиц. Этот уникальный американский композитор  родился в Бруклине и  прожил всего 38 лет. Но остался в истории навсегда. Кто не слышал «Summertime» хотя бы в современной обработке или «Rhapsody in Blue» ?

Родители  Гершвина были, как водится,  выходцами  из наших краёв.   Мойше и Роза переехали в США из России — отсюда и новая транскрипция фамилии.

Гершвин писал много: в его творчестве есть и мюзиклы, и джазовые  композиции, которые были очень популярны на Бродвее. Самой масштабной работой Гершвина стала «народная» опера «Порги и Бесс», написанная в 1935 году. Основной его стала книга Дюбоса Хейворда о негритянской рыбацкой деревне.  Он помогал писать либретто. Также в работе принимал участие неизменный автор текстов на музыку Гершвина — его брат Айра.

Фольклорная опера основана на самом разном материале:  спиричуэлсах — невольнических афроамериканских песнях, блюзовых и джазовых мотивах. Детективный сюжет  любовь безного калеки к распутнице не могли не стать основной для целого музыкального произведения.

Книга была написана в 1925 году, имела большой успех. Прототипом Порги стал Козлиный Сэмми —  нищий, который передвигался на тележке, запряжённой козой. Остальных героев автор выдумал, но получилось у него настолько хорошо, что его удалось вдохновить Гершвина.

Роман «Порги», ставший основой для оперы, найти в сети мне не удалось. Даже статья в Википедии про автора не переведена на русский.  А вот с либретто проблем нет.

Кроме того, что «Порги и Бесс»  это драма на очень красивую музыку, она смогла привлечь внимание к проблемам негров в Америке.  Премьера оперы в Вашингтоне стала первым в истории представление для людей с разным цветом кожи. Здорово, что к этой истории приложил свои руки Джордж Гершвин — американский еврей русского происхождения.

нашем городе, к примеру, можно посмотреть и послушать Гершвина в театре «Зазрекалье». Не могу сказать, что это отлично, но повод послушать всю оперу целиком, а не отдельными ариями. Я предпочла бы более близкое к мюзиклу исполнение, не оперное —  ведь есть и такие вариации. Очень «белая», неатмосферная вышла в данном случае история.

Есть и фильм 1959 года, который (удивительное дело) получил Оскар за лучший саундтрек.

А вот послушайте музыку. 

Валерия Тёмкина

Валерия Тёмкина Аспирантка факультета социологии СПбГУ, журналист, историк по первому диплому. В этом блоге пишу про книги и выкладываю интервью с интересными людьми.

Все статьи автора

"Порги и Бесс": негритянская история от еврейского музыканта