И снова мы будем говорить не совсем о литературе.
Джордж Гершвин. Он же Яков Гершовиц. Этот уникальный американский композитор родился в Бруклине и прожил всего 38 лет. Но остался в истории навсегда. Кто не слышал «Summertime» хотя бы в современной обработке или «Rhapsody in Blue» ?
Родители Гершвина были, как водится, выходцами из наших краёв. Мойше и Роза переехали в США из России — отсюда и новая транскрипция фамилии.
Гершвин писал много: в его творчестве есть и мюзиклы, и джазовые композиции, которые были очень популярны на Бродвее. Самой масштабной работой Гершвина стала «народная» опера «Порги и Бесс», написанная в 1935 году. Основной его стала книга Дюбоса Хейворда о негритянской рыбацкой деревне. Он помогал писать либретто. Также в работе принимал участие неизменный автор текстов на музыку Гершвина — его брат Айра.
Фольклорная опера основана на самом разном материале: спиричуэлсах — невольнических афроамериканских песнях, блюзовых и джазовых мотивах. Детективный сюжет любовь безного калеки к распутнице не могли не стать основной для целого музыкального произведения.
Книга была написана в 1925 году, имела большой успех. Прототипом Порги стал Козлиный Сэмми — нищий, который передвигался на тележке, запряжённой козой. Остальных героев автор выдумал, но получилось у него настолько хорошо, что его удалось вдохновить Гершвина.
Роман «Порги», ставший основой для оперы, найти в сети мне не удалось. Даже статья в Википедии про автора не переведена на русский. А вот с либретто проблем нет.
Кроме того, что «Порги и Бесс» это драма на очень красивую музыку, она смогла привлечь внимание к проблемам негров в Америке. Премьера оперы в Вашингтоне стала первым в истории представление для людей с разным цветом кожи. Здорово, что к этой истории приложил свои руки Джордж Гершвин — американский еврей русского происхождения.
нашем городе, к примеру, можно посмотреть и послушать Гершвина в театре «Зазрекалье». Не могу сказать, что это отлично, но повод послушать всю оперу целиком, а не отдельными ариями. Я предпочла бы более близкое к мюзиклу исполнение, не оперное — ведь есть и такие вариации. Очень «белая», неатмосферная вышла в данном случае история.
Есть и фильм 1959 года, который (удивительное дело) получил Оскар за лучший саундтрек.
А вот послушайте музыку.