Вроде бы я всё о книгах пишу. Но ведь и город тоже книга. И читаешь её с каждым новым приездом иначе, с каждым новым человеком — по-другому.
Мне довелось обратиться к тексту Праги — чешской столицы, которая и «город-пряник», и мистическая, и готическая, и очень красивая. Но обязательно еврейская. Без этой части своей истории этот город не был бы тем, чем является сегодня.
Пражское гетто — одно из самых древних в Европе. Полноценный квартал появился уже в XII веке, а к XVI веку евреи составляли 30 % населения города. Нас то изгоняли, то снова возвращали в город. Только в 1850 была снесена стена, отделявшая квартал от остального города, и гетто стало его частью. Легко предположить, что множество пражских евреев было уничтожено во время Катастрофы.
Конечно, много о еврейском квартале Праги можно почитать в сети. Лучше не на туристических сайтах, а на еврейских, разумеется. Даты, факты сливаются в одно большое полотно, но эмоциональная составляющая возникает только если приехать и увидеть.
Например, еврейское кладбище, которое стоит высоко над землей, потому что там хоронили слоями. Удивительно красивые и необычные синагоги — таких, кажется, больше нигде не увидишь. Даже без того, что квартал еврейский, он просто красивый с точки зрения архитектуры.
Для тех, кто предпочитает структуру и упорядоченность, есть Еврейский музей. Там можно получить максимальную информацию о том, что есть еврейский квартал Йозефов, Майзелова синагога и многое другое. Кроме того, есть экскурсии на русском языке.
А уж без истории Голема , глиняного человека, ожившего благодаря молитвам еврейского раввина, вообще представить Прагу сегодня сложно. Керамические фигурки продаются на каждом шагу.
«И вдунул в лицо его дыхание жизни. И стал человек душою живой», — такие слова произносил легендарный рабби Лев над Големом.
В литературе еврейство Праги представлено достаточно интересно : в сочинениях Кафки, романе Майринка «Голем», рассказе Борхеса «Тайное чудо» и других произведениях.