Вот, что хочу рассказать. Сейчас мы находимся в круговороте еврейских праздников, все дни очень насыщены и содержат в себе огромное количество радости, смысла и определенного посыла. Ведь как говорится в русской пословице (хотя, мне кажется что, она совсем не русская): «Как новый год встретишь, так его и проведешь».
Весь этот круговорот завершит центральный осенний и самый веселый праздник «Симхат Тора» — праздник нашей радости и нашей Торы.
Я не хочу углубляться в смысл праздника, а наоборот, постараюсь написать и описать то, что творится вокруг этого события. Что связывает наше молодое поколение и поколение наших родителей, стариков, которые смогли в маленьких советских молельнях сохранить идишкайт? И вот с чего стоит начать. С начала 70-х множество молодых и активных ребят в Америке выходили с плакатами в центре Нью-Йорка и требовали возле здания посольства СССР свободу советским евреям.
Один из таких активистов не только выходил на митинги к советскому посольству, но и решился полететь в Москву и Ленинград, чтобы встретится с отказниками. Нашего героя зовут Шломо Рискин, сегодня он раввин в поселении Эфрат, (Израиль). Кстати, он один самых известных раввинов в современном (модерн) ортодоксальном иудаизме. В одной из историй, которую он рассказывает в своей книге «Жизнь или Череда божественных откровений» (издательство Гешарим), он описывает, как ему было поручено передать этрог одному из отказников в СССР, который оказался подпольным шойхетом (ритуальным резчиком мяса).
Представьте себе, молодой раввин из Нью-Йорка летит в другое государство, чтобы передать какие-то вещи другим евреям, которых он вообще не знает и видит такую картину: перед ним старик и внук, внук изучал на тот момент трактат Кидушин Вавилонского Талмуда и этому американскому раввину при встрече наизусть рассказывает целую страницу и приводит все комментарии, которые есть на странице. Уже по возвращении домой раввин Рискин собирает вокруг своей общины множество людей и рассказывает в каких условиях живут советские евреи и как им приходится сохранять свое еврейство. Эта история со стариком и внуком заканчивается печально, но именно в такие моменты мы можем сказать, что еврейская жизнь всегда присутствовала в бывшем СССР, благодаря тем героям, которые учили Тору.
С нашим героем — раввином Рискиным произошла такая ситуация у себя в общине: в канун Симхат Тора, 1972 года группа из нескольких женщин подошла к раввину Рискину и сообщили о своем желании читать Тору и танцевать с ней в Симхат Тора. Этот случай стал кульминационным в работе с общиной ортодоксального раввина Рискина, который, зная хорошо еврейский закон(алаху) и внимательно штудируя талмуд, законы и упоминания, где говорится что-либо о женщинах, которые в сугубо женском обществе обходят зал со свитком Торы. В итоге он пришел к выводу, что все мудрецы Талмуда и более поздние авторитеты согласны с тем, что никакой обряд не может осквернить свиток Торы и поэтому женщина, даже в те дни когда она нечиста по еврейскому закону, имеет право дотрагиваться до свитка и целовать, танцевать с ним и читать его. Этот случай очень сильно повлиял на ортодоксальную еврейскую общину, потому что сразу после праздников раввин Рискин получил одобрение на такие действия в Симхат Тора от Любавического Ребе и раввина Йосефа Д.Соловейчика. Таким образом самую актуальную религиозную проблему двадцатого века для ортодоксальных еврейских женщин смогли решить в самый важный для нас праздников. Хотя споры о роли женщины продолжаются, хочу отметить, что сегодня современная алаха чаще всего стала более открытой темой, а главное очень живой.
Эти две истории я привел специально, чтобы показать вот какую вещь. Мы живём в уникальное время: зная и изучая свою историю, опыт тех героев, которые сохраняли идишкайт и боролись за свободу, мы должны взять это на вооружение, чтобы те поступки вдохновили нас сегодня встать и пойти в синагогу, чтобы станцевать с Торой в большом молельном зале и услышать первые слова нашей Торы, и вспомнить с чего начиналась история одного маленького народа, который смог сохраниться, не смотря ни на что.