Либеральные утренники

С детства не люблю утренники. Искусственные подарки, стихи для Дедушки Мороза, какая-то
спешка и суета, неудобные костюмы и танец «полька». Из года в год мои родители придумывали
костюм, затем нужно было учить какой-нибудь стишок, весь месяц музыкальный работник
детского сада проводила репетиции, дети наматывали круги вокруг ведра, а мы представляли, что
там стоит густая ель. Ох, какое у меня было воображение, я каждый раз представлял, что наконец-
то в этом году будет настоящая ЕЛКА. Но нет.

Примерно в четыре года я уже знал, что мои родители подкладывают подарки под елку. Нет
никакого доброго Деда Мороза. Как хорошо, что я узнал об этом так рано. Поэтому уже в пять или
шесть лет я спокойно ложился спать, а мама мне дарила какой-нибудь подарок. Но как меня не
любили дети, которым я каждый декабрь рассказывал, что нет Деда Мороза и их родители
подкладывают подарки под елку. Ох, как мне доставалась от детей, которые были старше меня, а
самое главное – это тот взгляд воспитателей.

Несколько месяцев назад, будучи участником лидерской программы Kaplan, мы участвовали в
различных встречах с лидерами либеральных еврейских общин. Чаще всего доводы в пользу
либерального (реформистского сообщества) были идеи о равенстве, любви к ближнему,
принимать каждого какой он есть и т.д. Да, для американского сообщества эти принципы не
имеют религиозного акцента, это важно, чтобы в любом сообществе тебя принимали какой ты
есть, и даже не обратят внимание, если ты не такой, как все.

Сегодня либеральный еврейский мир — очень открытое сообщество. Женщина-раввин, совместные
миньяны, вызов женщин к Торе. Да-да, здесь основной акцент – женщина. Роль женщины в
современном еврейском сообществе неоднозначна. Но здесь не хочу развивать эту тему. А
только скажу, что сегодня женщина в ортодоксальном мире может проявить себя. Таким
образом, уже больше сорока лет в либеральном сообществе западного мира рамки и границы
аннулировали.

Мы участвовали во встречи с женщиной, либеральным раввином. У нее очень большая
конгрегация (община) в Чикаго, реформистского иудаизма, где любой житель района или города
может посетить еврейский праздник. Община за неимением своего постоянного большого
помещения снимает большие актовые залы: к примеру, на Рош а Шана пришлось снять церковь,
чтобы вместить больше трех тысяч человек. Раби Лиза играла на гитаре перед нами и рассказала
в чем принцип их сообщества.

В тот момент, когда передо мной выступала женщина в кипе, рассказывая о своей общине, мне
показалось, что сейчас я принимаю участие в том самом утреннике. Меня вернули в детство. Да, я
думаю, что именно такое сравнение подходит для этого. Слава Богу, со мной не согласилось
большинство участников семинара, многие из участников лидерской программы поделились со
мной мыслями и сказали, что как жаль, что в России нет такой формы иудаизма. Нет, я счастлив,
что в России «такой» менталитет, что может принять только раввина с бородой и в черной шляпе.
Именно этот фактор, возможно, сохраняет российских евреев от той формы иудаизма, которая мне
напомнила «утренник», который я так не люблю.

Шмулик Сахманов

Родился в Хабаровске, принимал активное участие в жизни еврейской общины.
Почти год жил в Новосибирске и развивал деятельность Гилеля.
Сейчас проживает в Москве, есть жена, сын и дочь. Коллекционирует сидуры.

Либеральные утренники