🍎 Новый год к нам мчится 🍯

Шалом!

Осень, как вы наверняка знаете — особенное время для евреев, ведь именно в это время года мы отмечаем важнейшие для иудейского календаря праздники — Рош-а-шана и Йом-Киппур. Каждый из них имеет свою собственную большую историю и заслуживает отдельной статьи (собственно, так я и планирую сделать), но важно помнить, что в современном мире эти праздники тематически связаны и не могут существовать друг без друга.

Еврейская традиция предписывает праздновать Новый год аж четыре раза в год — в месяцах Нисан, Элул, Тишрей и Шват. «Главным» из них считают Рош-а-шана, который отмечается 1-2-го Тишрея (в этом году по Григорианскому календарю праздник выпадает на 29 сентября — 1 октября) и в который принято прибавлять еще один цифру в календаре. Так, уже совсем скоро мы с вами отметим Новый 5780 год!

В библейские времена праздник Рош-а-шана выглядел совсем иначе. Тогда Тишрей был седьмым месяцем, а первым считался Авив (позже он стал называться Нисан). 1-го Тишрея, в «день священного собрания», было принято трубить в шофар, приносить жертвоприношения и не работать. Судя по всему, это был праздник сбора урожая, и он символизировал начало сельскохозяйственного года, но точных данных по этому поводу у нас нет. Зато известно, что он отмечался в течение одного дня, а традиция устраивать двухдневный праздник появилась позже в связи с трудностью точно определить новолуние.

Сейчас празднование Рош-а-шана состоит из двух важных составляющих: службы в синагоге и домашнего застолья. В этот день принято читать молитвы, содержащие 10 библейских текстов, в которых Б-г упоминается как царь; 10 текстов, в которых Б-г упоминается как помнящий все; а также 10 текстов, где упоминается шофар — важнейший атрибут праздника, в который трубят в ходе утренней молитвы. В канун праздника верующие встают до наступления утра и читают Слихот (покаянные молитвы), поскольку это последний день перед Божьим Судом, который он ежегодно совершает над людьми. В иудейской традиции каждый человек ответственен за свои поступки, так как у него есть свобода выбора, и он вправе ее использовать по своему усмотрению, но отвечать за все содеянное будет перед Б-гом наравне со всеми остальными людьми. Во многих общинах существует обычай поститься в канун Рош-а-шана до полудня, так как в Мидраше говорится, что за этот пост человеку прощается треть его грехов.

У застолья, как и у службы, тоже есть свои особенные традиции. В Рош-а-шана принято есть яблоки, мед и гранаты, чтобы наступающий год был сладким. Также на стол помещают голову рыбы или барана, что символизирует стремление присутствующих быть во главе, а не в хвосте. Есть забавная легенда, связанная с гранатом: говорят, будто бы в нем 613 зернышек, ровно столько, сколько должен соблюдать заповедей каждый еврей. Проверим? 😜

Я уже мельком упомянула шофар, но давайте остановимся на нем подробнее. Шофар представляет собой ритуальный музыкальный инструмент, который делают из бараньего рога. Его специально не выпрямляют, а оставляют согнутым, чтобы напомнить нам о долге — склониться пред волей Судьи. Трубит в шофар баал атокеа — человек, избранный общиной для исполнения этой важной задачи. На время праздника он становится нашим представителем перед Б-гом, а мы исполняем свой долг трубления в шофар, отвечая «Амен» на его благословения и внимательно слушая, как он это делает.

В чем же сакральный смысл трубления? Толкований, конечно же, можно найти массу. Рамбам (он же Моше бен Маймон), величайший еврейский законоучитель, в «Законах о Тшуве» выдвинул несколько гипотез:
[ ] Трублением в шофар мы коронуем Вс-вышнего на царство над всей землей, потому что таков обычай: о короновании царя возвещают трубными звуками.
[ ] Цель трубления в шофар состоит в том, чтобы напомнить евреям о заслугах наших праотцев, и в особенности о жертвоприношении Ицхака, замененного Б-гом на ягненка. Вс-вышний сказал тогда Аврааму: «Твои потомки будут трубить предо Мною в бараний рог, и Я припомню тогда им заслугу жертвоприношения Ицхака, сына Авраама».
[ ] Трубление в шофар также напоминает нам о даровании Торы, когда весь народ воскликнул в один голос: «Исполним и будем слушаться!». При даровании Торы слышался чрезвычайно сильный звук шофара, который означал заключение нового союза между Б-гом и народом Израиля.
Важно, что все три эти обоснования содержатся в цитатах из Священного Писания, которые читают в ходе одной из праздничных молитв.

Многие ошибочно полагают, что Судный день — это Йом-Киппур. На самом деле Судный день — это Рош-а-Шана, а Йом-Киппур — это День искупления, во время которого Вс-вышний вписывает тех, кого простил за грехи, в книгу жизни на будущий год. Два праздника отделены друг от друга десятью важными днями — ямим нораим (в Талмуде эти дни называются «десятью днями покаяния»). В течение этих полутора недель у каждого человека есть возможность раскаяться и вернуться на путь праведности.

В следующий раз мы поговорим с вами о празднике Йом-Киппуре: об особенностях службы и поста, а также о книге Йоны, которую принято читать в этот праздник.

Хаг Рош-а-шана самеах! До скорой встречи!

Саша Карлинская

Создатель блога @kosher_friendly
🍋 Jewish foodblog
📚 Recipe book (available in Eng)
⏰ Off 25 hours/week
💌 kosherfriendly@gmail.com

🍎 Новый год к нам мчится 🍯