Я — сионист. Я человек правых взглядов. Мой народ и дом моего народа, еврейское государство, являются для меня безусловными ценностями. Я хочу видеть Израиль процветающим, еврейским, демократическим, передовым и при этом достаточно сильным для того, чтобы он мог отстаивать свою безопасность и целостность.Мои взгляды не уникальны, их разделяет как большинство евреев диаспоры, так и израильтян (нынешнее правительство, напомню, возглавляют представители правого лагеря). Собственно, правая идея — это некий “мейнстрим”. Но проблема в том, что до обидного малое число единомышленников представляют себе реальную картину мира. Правая идеология не становится следствием обдуманного восприятия, а вырождается в шапкозакидательское “мы самые умные и древние, Израиль родина слонов, арабов — мочить”.
Людям, полных благих намерений и любящих свой народ, часто свойственно преувеличивать его роль в политических процессах. Приятно думать, что весь сыр-бор в мире — из-за нас, что нас хотят погубить, что мы не сдаемся и проявляем чудеса стойкости духа. Это не специфическая израильская болезнь: россияне тоже этим грешат. Хотя, конечно, масштабы и вес двух стран несопоставимы, ни первым, ни вторым не стоит считать себя пупом земли, искать всюду заговоры и происки антисемитов и русофобов.
Истина куда более тривиальна. Еврейский народ и его государство — всего лишь один из сотен игроков на мировой арене, не самый сильный, не самый удачливый, не самый богатый и, увы, не самый свободный в своих решениях. Мировой порядок определяется не битвой святых праведников с кровожадными злодеями, как многие привыкли верить, а сложными взаимоотношениями между ключевыми силами, в первую очередь США и Европейским союзом. Даже Россия при всем своем потенциале сегодня не определяет глобальную повестку, а уж судьба небольших стран — лавировать между сильнейшими, верно оценивая свои возможности и расстановку сил в мире. Да, себя можно и нужно любить, но эта любовь не должна застилать глаза.
Эти неприятные мысли спускают с небес на землю. Поэтому их гонят от себя те, кто привык считать свой народ избранным не только в отношениях с Всевышним, но и во всех сферах жизни — в государственном управлении, во внешней политике, в военном деле. Увы, здоровый критический подход не часто становится приоритетом национально мыслящих людей. Необходимый скепсис и реалистичный взгляд на вещи выбивают верящих в “еврейское чудо” из колеи. Многие, начав думать рационально, разочаровываются в правой идее и пополняют ряды левых, видимо, воображая, что презрение к своим и уступки чужим — это логичная ступень критического мышления.
Что же делать правым, если объективная действительность не так уж радужна, верить в чудеса не стоит, а совесть и здравый смысл не позволяют самоуничтожиться как общности?
Разумеется, нужно поддерживать существующее израильское правительство. Не из верноподданнических соображений, а просто потому, что ничего правее его сегодня невозможно. Правительство Нетаниягу критикуют справа обычно люди небольшого ума. Это неоднозначный, но очень грамотный и опытный лидер. Его умение играть на глобальном поле одними пешками (не надо думать, что у Израиля в руках кони и ладьи) вызывает огромное уважение. И Нетаниягу нуждается в том, чтобы мы пореже мешали ему придирками.
Нужно взаимодействовать с теми, кто поддерживает Израиль. Конечно, никто просто так не обязан его поддерживать, но вменяемые люди, как показывает опыт, обычно относятся к Израилю положительно или нейтрально.
Нужно развивать общинную жизнь, вести народную дипломатию, укреплять связи между Израилем и страной проживания. Это легче, чем кажется, особенно в России. Никакого государственного антисемитизма здесь нет. Евреи пользуются всеми гражданскими свободами наравне с другими, беспрепятственно и активно ведут деловую, служебную, национальную, религиозную жизнь. (Будь это иначе, потомки от смешанных браков с русскими фамилиями обходили бы синагогу за километр или вообще не знали такого слова). Кроме того, отношение общества и власти к евреям во многом зависит от нас с вами. Ну и наконец, еврейская община должна быть правой и национально ориентированной, но людям надо приходить к этому не через самонакручивание, а через реальное осмысление действительности и своего места в ней.
Александр Каргин, руководитель движения «Шахар»