Пока сердце стучит, тело живо

Белла Слуцкин о сущностной силе слов, о том, почему не стоит давать обеты; о роли евреев среди других народов и о внутренних причинах антисемитизма.
Вот мы и подошли к концу книги Бемидбар. Две последние главы, Матот и Масэй, обычно читаются вместе. Они подводят итог 40-летнему переходу из Египта в Святую Землю. От вселенской бездомности — к земному дому. От индивидуума — к народу. И вдруг мы возвращаемся к самому началу. К книге Творения.
Сила слова
«Если кто даст обет Г-споду, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать». Вот тут, на пороге земного дома, пришло время узнать, что по образу и подобию создал Всевышний человека. Человек равен смыслу. Он творец. И творим мы не только мыслью и делом, но и словом.
Дав зарок или обещание, мы создаем мир. Но этот мир мы же можем и отменить. Я могу создать мир, в котором все бананы на свете будут мне запрещены силой моего зарока. Я могу с помощью Бейт-дина, раввинского суда, этот мир разрушить. И это на самом деле, а не как будто. Мы живем во времена, когда … (продолжение на сайте Синагоги news.jeps.ru)

читать продолжение