10-го Тишрея по иудейскому календарю и 8-го октября по Григорианскому наступит главный еврейский праздник — Йом-Киппур, завершающий 40-дневный период духовного очищения. Первые 30 дней очищения приходятся на месяц Элул — время подведения итогов прошедшего года и самоанализа. После них наступает Рош-а-Шана (Судный День, который мы отмечали яблоками и медом на прошлой неделе), а за ним следуют 10 дней трепета и раскаяния (тшува), которые оканчиваются Днем Искупления.
Есть такая шутка, будто бы одну еврейскую женщину спросили, какой праздник она любит больше остальных.
Йом-Киппур!
Но почему?
Готовить не надо!
И действительно, на Йом-Киппур (невероятно, но факт) не пьют вино и не трапезничают. Этот праздник состоит из практически не прекращающейся в течение дня службы в синагоге и строгого поста длиною в 25 часов. Однако несмотря на всю суровость и строгость проведения, Йом-Киппур считается одним из самых светлых и радостных дней календаря: ведь именно в этот момент Вс-вышний отпускает покаявшимся их грехи и “записывает” в Книге Жизни на будущий год (поэтому в Йом-Киппур принято желать “хорошей записи”). В течение 10 дней тшувы принято просить прощения у всех, кого мы умышленно или неумышленно обидели, и искренне (а не для галочки) каяться во всем содеянном — ведь только так можно получить хорошую запись.
Традиционный пост начинается вечером, после захода солнца и зажигания свечей (в еврейском календаре новый день начинается не в полночь, а с появлением первой звезды в небе, так что 10-е Тишрея наступит во вторник в 17.53 по Москве), и в этот момент все иудеи мира (кроме беременных, больных и не достигших возраста бар- и бат-мицвы) перестают есть и пить. В Йом-Киппур также действуют шабатние запреты на любую работу, и кроме того нельзя носить кожаные изделия.
Приготовления к празднику начинаются за сутки до его наступления. Так, к примеру, вечером 8-го Тишрея в некоторых общинах принято совершать каппарот. Суть этого обряда заключается в кручении курицы над головой три раза. Это делается для того, чтобы напомнить человеку, что за грехи полагается наказание, и у него остались всего одни сутки для того, чтобы раскаяться. Зарезанную курицу после завершения обряда отдают в качестве пожертвования нуждающимся. В последнее время многие общины стали отказываться от этого обряда и отдавать предпочтение цдаке — благотворительности. 9-го Тишрея принято читать специальные молитвы — “Слихот” (от ивр. слова “слиха” — “извинение”), а многие благочестивые евреи идут в микву, чтобы совершить ритуальное омовение.
Литургия самого Йом-Киппура начинается с торжественного чтения Коль Нидрей — молитвы, которая произносится лишь раз в год и провозглашает отказ от обетов, зароков и клятв тех, кто их дал, за ней следует молитва Маарив с включением в нее многих пиютов и слихот. После ее окончания многие уходят домой, однако особо религиозные евреи остаются в синагоге до утра, читают псалмы и другие священные тексты. С утра прихожане синаног вновь возвращаются в свои общины, и служба продолжается.
Помимо специальных молитв в Йом-Киппур принято публично читать одно совершенно прекрасное произведение — Книгу пророка Йоны, одну из книг ТаНаХа, относящуюся к разделу “Пророки” (“Невиим”). Она описывает события, случившиеся с Йоной бен Амитаем, который жил в эпоху Первого Храма. Однажды Б-г велел Йоне отправиться в город Ниневия (столицу Ассирии), чтобы он произнес там свое пророчество о гибели местных жителей через 40 дней за их многочисленные грехи. Йона не захотел этого делать, потому что знал, что если жители Ниневии раскаются и будут помилованы, то через некоторое время они все равно принесут много зла миру, поэтому решил бежать за пределы Земли Израиля, где не будет пророчества, и он сможет избежать возложенной на него миссии. Йона сел на корабль, плывший в город Таршиш, но начался сильный шторм, ниспосланный Б-гом из-за его поступка, и моряки, узнавшие об этом, выбросили Йону за борт. В море его проглотила гигантская рыба, внутри которой пророк провел три дня и три ночи, но после его молитв и обращения к Вс-вышнему она выбросила его на берег. У Йоны не осталось другого выхода, и он отправился в Ниневию, чтобы передать людям слова Б-га, и они, пораженные услышанным пророчеством, раскаялись в своих грехах. В результате приговор, конечно же, был отменен. Йоне было тяжело смириться с решением Б-га, и он, сетуя, вышел из города. Пророк укрылся под тенистым кустом, который его сначала защищал, а через какое-то время засох, изъеденный червями. Силы покинули Йону, он жаждал смерти, а Б-г ему сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое за одну ночь выросло и в одну же ночь пропало, а Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек и множество скота?»
Вы можете себе представить, какое количество толкований на Книгу Йоны можно найти! Эта история, которую евреи читают уже много сотен лет, говорит нам о том, все мы не безгрешны, что идеальных людей не существует и что изо дня в день мы совершаем определенный выбор в жизни, который не всегда бывает верным. Но каждый из нас имеет право как на ошибку, так и на прощение в том случае, если мы готовы признать свою неправоту, поработать над собой и стать лучше, чем мы есть сейчас. Не обязательно быть глубоко религиозным иудеем, чтобы отмечать Йом-Киппур: этот праздник может стать отличным поводом для любого человека, чтобы остановиться на секундочку и задуматься о том, кто он такой, куда идет и зачем.
Гмар хатима това, цом каль!
Хорошей всем записи в Книге Жизни и легкого поста!