В этом году акция «Бессмертный полк» раньше всех прошла в Израиле.
9 мая в этой стране — рабочий день, поэтому организаторы приняли решение о переносе даты. Тысячи людей вышли сегодня на улицы, чтобы почтить память погибших. Сотни из них несли портреты своих родственников.
Служили два товарища, точнее — два брата. Война, как водится, раскидала по фронтам. Отец Маргариты Чайковской Петр сражался на Первом Украинском, его брат Иосиф — на Втором. Одна из тысяч семейных историй военных лет, которые сегодня берегут потомки и вмести с фотографиями тех лет передают от поколения поколению с болью и трепетом. Уж слишком много в этих историях мужества, горя, порой отчаяния.
«Когда два брата узнали, что родителей в Бабьем Яру убили, Йосик писал своим родственникам, которые уже были в эвакуации, что будут мстить за своих родителей, так и получилось», — рассказывает Маргарита Чайковская.
В семейном альбоме — фотографии отца, уже послевоенные. Его брат погиб за два месяца до Дня Победы. Раненый, вел бой до последнего. Посмертно награжден Золотой звездой Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле в Польше.
Маргарита Петровна вспоминает: отец пока был жив каждый год ездил к братской могиле, чтобы постоять, помолчать, вспомнить. Сегодня она сама, словно взяв знамя той памяти, встала в строй «Бессмертного полка» вместе со своими героями.
Здесь признаются: это очень волнительно. Мы не знаем друг друга, но словно и вправду встретили однополчан. А где воевал твой прадед? На улицах Хайфы словно нескончаемый людской поток. В руках — портреты тех, кто не дожил до 71-й победной весны. Над головами ветер полощет флаги Израиля, красные полотна — Знамени Победы. Кто-то принес с собой флаг города-героя Севастополя, который оборонял дед. Их предки тогда воевали на разных фронтах, но боролись с одним врагом, спасая от фашизма весь мир.
«Для меня это святой день, можно сказать, один из святых. Хочется сказать всем спасибо, всем ветеранам. Подойти к каждому и выразить свою благодарность. И сказать спасибо, что мы сейчас живем», — говорит девушка.
Ветеранам сегодня дарили цветы. И, конечно, расспрашивали о войне. Но те, у кого, словно осколок под сердцем, память, старались больше говорить о 9 мае 1945 года. А то страшное, что было до, словами передать сложно.
«Больше всего, конечно, День Победы, самый торжественный. Мы высаживали десанты, самолет садился и на воду, и на сушу. Искали мины, уничтожали. Я борттехником был», — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Семен Штаркман.
«Вспоминаю, как что было, вспоминаю друзей, которых нет, которые там остались», — говорит Анатолий Верскаин, ветеран Великой Отечественной войны.
Майкл Кокотов почти не знает русского языка. Но историю тех лет выучил хорошо. Потому что эта часть истории и его семьи.
«На этой фотографии, которую я держу, мой прадед, мне рассказывали, он был партизаном, и мой двоюродный дед тоже, который воевал всё время Холокоста. Меня назвали в его честь. Как израильский солдат и просто как человек я считаю очень важным помнить, что они пережили. Для меня это непростой день, я знаю, как они страдали, голодали. Например, сейчас каждый раз, видя, как люди выбрасывают еду, я вспоминаю, как было тяжело солдатам и вообще людям», — говорит Майкл Коктов.
В школе по учебникам они изучают историю Второй мировой войны, дома из рассказов старших — историю Великой Отечественной.
Акция «Бессмертный полк» проходит в Израиле ежегодно накануне 9 мая. И каждый раз на улицу с портретами своих предков выходит все больше тех, кто считает своим долгом исполнить завещание павших и живых: не забудьте!
«Для этого сейчас как раз есть Бессмертный полк, чтобы память была не только в России, но и у нас. Важно, чтобы осталась память. Мы уходим, а память должна остаться», — считает ветеран Великой Отечественной войны Семен Штаркман.